Однако высочайшая мера неопределенности — это как
раз то, что более всего характеризует другой вид деятельности — науку.
Познание, интерес к новому, поиск способов понимания и использования свойств
окружающего мира — главный предмет науки. Возможно, не случайно поэтому люди
науки —достаточно частое явление в бизнесе, а среди традиционных историй
успешного бизнеса в США едва ли не половину составляют рассказы об изобретениях
и изобретателях.
Здесь, впрочем, необходимо отметить различие между
«чистыми учеными» и изобретателями. Различие это в науковедческих исследованиях
связывается с очень важной ценностной шкалой с несколько мудреным названием:
«пуризм — утилитаризм». Проще говоря, «чистые ученые» по определению склонны к
пуризму, поиску нового знания ради самого знания, независимо от возможностей
его последующего практического использования. Их больше волнует то, как устроен
мир, нежели то, что можно из него сделать. И в этом отношении любой настоящий
ученый по определению — никудышный бизнесмен просто потому, что его будет
интересовать не столько результат — количество прибыли, сколько то, что
происходит вокруг этого результата или в процессе его достижения.
Изобретатели — классические «утилитаристы», исходно
ориентированные на поиск практического использования возможностей, новых
знаний, открытий и т.п. Не случайно поэтому одной из постоянных тем в
психологии бизнеса оказывается тема инновационного поведения и инновационного
потенциала предпринимателей. Если к этой ориентации на практическое
использование примешивается, как это распространено в традиционной американской
культуре, ориентация на возможность заработать и из всего сделать маленький
бизнес, то прагматичный изобретатель действительно становится достаточно
успешным предпринимателем. Вырастет ли из исходного предприятия большой бизнес
— это уже следующий вопрос, и практика показывает, что на этой дороге от малого
предприятия к большому бизнесу у изобретателей в целом не больше, если не
меньше, шансов дойти до дела больших масштабов. Одна из причин этого — та же,
что и у «больших ученых», увлеченность новым и интересным. Как только в новом
предприятии появляются признаки стабильности, повторения уже известных шагов,
многие изобретатели теряют к нему интерес и тут же пытаются переключиться на
что-либо «новенькое».
Другая проблема — это ориентация изобретателей на
предмет своего изобретения в гораздо большей мере, нежели на тех, для кого это
изобретение могло бы быть полезно.
Показателен в
этом отношении пример из нашей консультативной практики. Однажды нас попросили
помочь в разработке бизнес-плана реализации некоего изобретения — новой модели
телефона, который совмещает в себе множество функций: от прямого говорения,
автоматического определителя номера и записной книжки на тысячи номеров и
фамилий до небольшого компьютера, ведущего записи текущих дел и едва ли не
дающего кулинарные и прочие хозяйственные советы. Изобретатель этого аппарата
потратил на его разработку уйму времени и денег, продал свою квартиру, квартиру
своей жены, влез в долги, скрываясь от заимодавцев по чужим квартирам. К консультантам
он обратился лишь потому, что банк, где он запросил очередной кредит,
потребовал от него представления соответствующего бизнес-плана под свою
разработку.
Работа с
изобретателем оказалась сущей мукой. В ответ на любой вопрос он тут же с увлечением
бросался рассказывать о неимоверных достоинствах, возможностях производства или технических
тонкостях своего аппарата, но совершенно не желал думать о том, кто, где, как и
почему будет — и будет ли вообще — покупать эти аппараты. «Раз это так интересно
мне, то несомненно будет интересно и нужно другим» — так в сжатом виде
выглядела внутренняя позиция автора изобретения. Бизнес-план нам разработать
так и не удалось: в момент, когда пришла пора оплачивать первую часть работы,
изобретатель в очередной раз скрылся в неизвестном направлении...
Таким образом, несовпадение ведущих ценностей —
ориентации на успех, на достижение выгодного результата в бизнесе и ориентации
на интерес, на понимание и познание в науке — порождает как следствие и разные
модели поведения людей науки и людей бизнеса. В бизнесе, наряду с задачами
активного поиска и внедрения инноваций, есть множество и гораздо более рутинных
сторон, и именно они часто оказываются гибельными для ученых и изобретателей.
Бизнес и администрирование
Несомненно, одной из наиболее успешных в бизнесе
профессиональных категорий людей оказываются люди с опытом администрирования и
управления — те самые клерки и чиновники разного уровня, основная задача
которых— организация управления в рамках поставленных задач. Именно для них
рутинные стороны бизнеса — родная стихия, а осуществление необходимых
изменений, перестройка организационных структур, перестановки людей — привычное
занятие. В отличие от ученых, военных или спортсменов они лишены
«профессиональных привязанностей», непрофессиональное знание предмета часто
помогает им отвлечься от мелочей и сосредоточиться на главной задаче управления
— достижении требуемого результата.
Характерно, что людей с административным опытом
достаточно редко можно встретить на начальных этапах становления бизнеса, в
собственно предпринимательской среде. Риск — это не стихия администраторов.
Однако в руководстве уже поставленным делом, в ситуациях текущего управления
бизнес-организацией они становятся все более незаменимы. Чем крупнее становится
организация, тем более масштабные административные чины привлекаются в нее на
работу, и это общая тенденция бизнеса в любой стране. Множество крупных
корпораций гордится тем, что у них на службе состоят бывшие министры,
руководители государственных служб и ведомств.
За этим не только опыт управления организации, как
таковой. Любой эффективный бизнес — это прежде всего использование
возможностей. Возможности эти лежат как в сфере идей — и здесь честь и хвала
изобретателям и ученым, — так и в сфере людей. Несомненная ценность
администраторов всегда состоит в их связях. Ведь ключевая ценность
административной карьеры — служебный рост. И любой мало-мальски опытный
администратор с течением времени понимает, что возможности этого роста часто
оказываются связаны не столько с тем, какое дело и как он делает, сколько с
тем, с какими людьми и как он связан. Связи становятся основным капиталом, а их
грамотное использование с одинаковым успехом материализуется в результат как в
административном управлении, так и в бизнесе.
|