Закончить сравнение бизнеса с другими видами
деятельности мы хотели бы несколько необычным сопоставлением. Оно родилось в
ходе обсуждения темы с президентом одной из успешно развивающихся рекрутинговых
компаний, прошедшим в свое время армейскую школу, административную выучку и
опыт работы в науке. Его основная мысль сводилась к простому, но очень емкому
тезису: «Конечно, бизнес в чем-то можно сравнивать с другими сферами
деятельности. Но вообще-то бизнес — это как природа, здесь действуют другие
законы и другие силы...»
Это очень впечатляющее сравнение. Действительно,
человеку, погруженному в стихию бизнеса, трудно избавиться от ощущения, что все
происходящее здесь напоминает буйство природных сил, причем даже не в
относительно спокойной местности, а ближе к зонам, подверженным катаклизмам.
Мирное солнце и легкий ветерок практически сразу может сменить гроза, шторм или
палящая засуха, и именно тогда, когда они достигают той силы, что уже
невозможно устоять на ногах, все это может так же внезапно вновь смениться
попутным ветром, теплым течением или долгожданным дождем в виде казавшихся
безнадежными поступлений на банковский счет.
По-видимому, не случайно одна из наиболее прочных
ассоциаций со словом «рынок» — это «стихия», «стихия рынка». И хотя очевидно,
что бизнес, как таковой, напрямую достаточно слабо связан с физическими силами
природы, все же сравнение бизнеса с природой — не просто красивый образ или
метафора.
Бизнес — действительно «природная» деятельность, в
том смысле, что он впрямую укоренен в стихию иной природы — природы
человеческих страстей, желаний, потребностей и устремлений. И как бы ни была
продвинута сегодня психологическая наука, все же мы должны признать: то, что
она знает сегодня о человеке, — только верхушка айсберга. Признаем как факт и
то, что психология уделяла и продолжает уделять внимание прежде всего
рациональному началу в деятельности человека. Но «рацио», при всем уважении к
нему и всей его значимости в организации жизни человеческого общества,— это только
позднейший элемент эволюции человека. Любой, кто на практике соприкоснулся с
мощью более глубинных психологических сил — побудителей человеческих действий,
будь то бессознательные мотивы в духе психоанализа, жизненные сценарии,
описанные в работах Э. Берна, архетипы коллективного бессознательного из работ
К. Юнга, признает несопоставимость сил, колоссальное различие энергетики,
стоящей за рациональным знанием и глубинными психологическими движителями
поведения. Силу этой стихии, как ни странно, хорошо осознавали многие
экономисты, которые однозначно исходили в своих концепциях из соотнесения
экономических законов с человеческими потребностями. Однако для достижения
практически значимых целей экономическая мысль пошла по пути, подобному пути
бихевиоризма в психологии. Отказавшись от погружения в познание природы
потребностей и страстей человека, просто констатировав факт их наличия,
экономисты внимательно исследовали результирующие эффекты их столкновения и их
динамики, подобно тому как часть физики, пренебрегая рассмотрением природы
элементарных частиц, исследовала статистические законы динамики броуновского
движения этих частиц, видоизменения этого движения под воздействием магнитного
поля и т. п.
Сравнение бизнеса с природой высвечивает для нас как
минимум еще один важный поворот в разговоре об особенностях этого вида
деятельности. Это популярная тема жесткости бизнеса.
Несколько лет
назад нам пришлось поработать с достаточно типичным для бизнеса случаем.
Небольшая семейная фирма (несколько родственников, все отставные военные,
организованные, целеустремленные и по-человечески очень приятные люди)
обратилась с запросом на поиск новой маркетинговой ниши для своей деятельности. История,
рассказанная предпринимателями, была проста и печальна. Несколько лет назад с
помощью своих зарубежных знакомых они обнаружили группу товаров, до сих пор не
представленных на российском рынке. Быстро и умело организовав доставку этих
товаров из-за рубежа, а также систему их сбыта, наши предприниматели
организовали свое дело, результаты которого позволили им решить часть давно
назревших бытовых проблем: купить квартиры, машины, обстановку, подарки
терпеливым женам и т. д. Проблема возникла в тот момент, когда некая крупная
компания заметила, что данный товар пользуется высоким спросом, и организована
свою параллельную систему его продаж. Большие размеры фирмы-конкурента и низкий
уровень непроизводительных затрат позволили ей установить цены намного ниже цен
наших заказчиков, которым теперь грозило разорение.
В процессе
консультирования мы обнаружили и проработали несколько вариантов разворачивания
иных видов бизнеса. Однако в каждом конкретном случае наши заказчики оставались
неудовлетворенными. Главный вопрос, который их волновал постоянно: где гарантия
того, что подобная история не повторится вновь? Все наши попытки объяснить, что
такой гарантии нет и быть не может и что похожие ситуации обязательно будут
повторяться, совершенно явно слышались ушами, но не доходили до сердца наших
заказчиков. Было видно, что единственный способ сделать их счастливыми — это
указать ту чудодейственную нишу, в которой они могли бы работать долго и
счастливо в гордом одиночестве, имея полные гарантии, что никто больше не будет
«портить» их бизнес.
Эта история — классический пример действия «волчьих»
законов бизнеса. Однако, как известно, при всей эмоциональной неприязни
Человека к Волку и осуждении его кровожадной и ненасытной натуры, любые
практические попытки искоренить этого зверя в реальной природе заканчивались
плачевно: в итоге резко возрастало количество серьезных заболеваний среди
других видов лесных обитателей. В этом плане жесткость — такая же необходимая
черта бизнеса, как волк — необходимый элемент лесной жизни. Можно достаточно
долго быть плохим политиком, плохим спортсменом или плохим ученым, но мало у
кого получится долго продержаться плохим бизнесменом. Конкуренты очень быстро
выведут такого человека из игры, потому что бизнес признает только тех, кто
действует быстро, энергично и правильно — в соответствии с законами этой
деятельности. И при всей нашей глубокой человеческой симпатии к семье бывших
военных мы не могли не видеть, что в бизнесе они обречены. Здесь, как и в
физической природе, действует свой «закон энтропии», о котором Питер Дракер
писал: «Бизнес стремится к движению от позиций лидерства к позициям
посредственности» (27, с. 15). Этот закон ярко переформулировал один несколько
менее именитый, чем Дракер, российский бизнесмен: «Получается, что бизнес — как
велосипед. Пока двигаешься, все нормально, остановился — упадешь». И в этом
смысле первая обязанность и главная работа руководителей бизнеса — это
постоянно искать и находить способы повернуть вспять такое естественное течение
событий.
Заявив тезис о том, что бизнес действует в
соответствии с законами человеческой природы, мы, естественно, должны
заинтересоваться и самой этой природой — тем, как она проявляет себя в бизнесе.
Здесь также возможны различные подходы к теме. Мы можем — и будем в дальнейшем
— черпать сведения об этой природе из психологических и социально-психологических
исследований. Но это лишь один из возможных подходов, «взгляд с позиции
индивидуальности». Бизнес как деятельность — это результат совокупного действия
множества людей, и нам не обойтись без обращения к более развернутым
перспективам. И первая из них — это исторический и социокультурный подход,
который рассматривает действия людей в долговременной последовательности
событий и их видоизменений.
|