Человек на улице продает курицу. Подходит
покупатель, спрашивает: «Почем?» «Сотня»,— отвечает продавец. «Да вы с ума
сошли — она же за углом в магазине десятку стоит». «Не нужно, не бери»,— хмуро
отвечает продавец и отворачивается. Заинтригованный покупатель начинает
приставать: «Нет, ну вы объясните. Может, у вас курица какая особенная? Чего
это она столько стоит?» Еще более мрачно продавец огрызается: «Нужна курица —
бери, не нужна — проходи дальше». Обиженный покупатель уходит. Продавец сердито
бормочет про себя: «Чего столько стоит да чего. Да деньги нужны, вот чего...»
Из анекдотов
эпохи перестройки
В этом разделе мы подошли к наиболее принципиальному
моменту в деятельности Человека бизнеса, определяющему в конечном счете его
способности к выживанию в этом виде деятельности и то, как далеко он способен
продвинуться по длинной дороге от Предпринимателя до Лидера.
Значение развитого маркетингового мышления в бизнесе
трудно переоценить. Имея развитое «счетное» мышление можно быть просто
прекрасным бухгалтером или аналитиком; имея замечательные организационные
способности — хорошим администратором; имея удачу, можно сделать великолепную
сделку; но на долгую и успешную жизнь в бизнесе можно рассчитывать, только
обладая развитым чувством рынка. Хотя к этому чувству, конечно, желательно
добавить и все остальное, и в первую очередь — характерную для Предпринимателя
активность и жажду действий.
Большинство специфических требований к Человеку
бизнеса проистекает именно из того факта, что его деятельность разворачивается
в крайне специфических условиях рынка. И неопределенность условий, и высокие
риски, присущие выборам Бизнесмена, и чрезвычайно быстрая изменчивость ситуации
и сложившихся было правил игры — все это отражение характерных свойств самого
рынка, изучению которого как раз и посвящена наука (или сборник накопленных
практических рецептов и рекомендаций), известная под именем «маркетинг» —
слово, прямо происходящее от английского термина «market» — «рынок».
При всем обилии литературы по маркетингу не так-то
просто понять, что же представляет собой эта дисциплина, а соответственно и
маркетинговое мышление. Приведем для примера несколько определений из
различных, неплохих на наш взгляд, пособий по маркетингу, изданных в последние
годы.
«Маркетинг — комплексная организация производства и
сбыта продукции, ориентированная на удовлетворение потребностей конкретных
потребителей и получение прибыли на основе исследования и прогнозирования
рынка...»
«Маркетинг заключает в себе те действия, благодаря
которым ваши услуги доходят до клиента...»
«Маркетинг — это социальный и управленческий
процесс, посредством которого люди и группы достигают желаемого и необходимого
через создание, предложение и обмен продуктов, представляющих взаимную ценность
друг для друга» и т. д. и т.п.
Однако задача данного раздела состоит не в том,
чтобы дать популярный обзор сведений о распространенных теориях маркетинга, хотя
таких теорий сегодня существует огромное множество и многие из них ведут между
собой борьбу за право считаться единственно верными. В конце концов, ни одна из
теорий не гарантирует «пользователям» абсолютно верных рецептов и правил
безошибочных действий в бизнесе. Причина этой относительной слабости
маркетинговых концепций, по мнению авторов, вовсе не в слабости экономических
дисциплин, взявших на себя основную ответственность за разработку представлений
о рынке, а в психологии, не способной дать адекватную концепцию человека. Ведь
именно человек непредсказуемостью своего поведения, изменчивостью желаний и
действий как раз и создает тот самый неповторимый «рыночный колорит».
Наша задача намного уже и конкретнее. Продолжая
отслеживать линию анализа того пути, который проходит человек, посвятивший себя
бизнесу, мы хотели бы сосредоточиться в этой главе на том, как формируется еще
одно свойство Бизнесмена — маркетинговое мышление. Аналогично «счетности», это
свойство лишь отчасти представляет собой сугубо когнитивный процесс или только
мыслительную функцию. С полным правом можно было бы назвать это свойство
«рыночным чутьем», адресовав его к интуиции и бессознательным процессам, или —
«рыночной удачливостью», ассоциировав с результатами произведенных действий.
Однако мы сохраним название «маркетинговое мышление»
хотя бы по причине большей благозвучности этого термина. Тем более что
относительно эффективное маркетинговое мышление можно попытаться сформировать и
в относительном отдалении от рискованной практики бизнеса, специализируясь,
например, в изучении маркетинга как университетской дисциплины, работая
практикующим консультантом по маркетингу или просто наемным специалистом по
анализу тенденций развития рынка не только в бизнесе, но и, например, при
правительственных организациях.
В связи с этой возможностью «теоретического»
освоения маркетинга и маркетингового мышления мы хотели бы в этом разделе
отступить от традиции последовательного движения по пути формирования тех или
иных особенностей деятельности Бизнесмена, от Предпринимателя через Менеджера к
Инвестору и Лидеру.
Вспомним, что в качестве одного из возможных
вариантов вхождения в бизнес мы рассматривали путь через «инкубатор», школу
бизнеса, которая сначала теоретически обучает своих участников тому, «как
правильно» делать бизнес, а затем на начальных этапах оказывает выпускникам
помощь в виде льготных кредитов, дотаций, необходимых консультаций и т. п. В
современной России этот путь пока еще не является ни достаточно
распространенным, ни технологически и законодательно отработанным. Тем не
менее, будем исходить из того, что по исходному замыслу эти школы-«инкубаторы»
призваны в первую очередь помочь своим выпускникам на хорошем операциональном
уровне освоить навыки «маркетингового мышления», опираясь на достижения
современного маркетинга. При этом одна из форм тренировки этого качества —
разработка бизнес-планов. Поскольку, как известно, бизнес-планы предназначены
не только для тех, кто их разрабатывает, но и для тех, кто готов дать под их
осуществление средства, мы можем поставить себя на место Инвестора и, имея
определенный опыт деятельности в качестве Предпринимателя и Менеджера, оценить
перспективность бизнес-плана, предлагаемого нам одним из потенциальных
«инкубаторных» выпускников.
|