Айда вместе. Вместе веселее будет.
Русская народная сказка
Учредительские отношения в бизнесе — это одна из
наиболее глубоких, таинственных и в то же время острых тем, возможно. Даже
более актуальная в настоящий момент в российском бизнесе. Чем тема конкуренции.
Глубокой эта тема является потому, что в разговоре о ней трудно обойтись без
психоаналитических сюжетов. Но даже они не всегда приводят к конечному
пониманию ситуации. Таинственной — поскольку именно учредительские отношения,
подобно самым сокровенным и интимным семейным тайнам, наиболее тщательно
скрываются от глаз окружающих и становятся предметом обсуждения лишь тогда,
когда их обострение скрыть невозможно. Острой — так как проблемы учредительских
отношений сегодня гораздо чаще, чем ошибки в бизнесе, финансовые потрясения или
налоговые пени становятся причиной преждевременной кончины множества весьма
успешно развернувшихся бизнесов.
Но эта тема в каком-то смысле является еще и
вытесняемой. Т. е. темой, на которую «не принято говорить». Вы можете
перелистать сотни пособий и учебников, которые учат, как правильно и успешно
делать бизнес. И найдете в них лишь десяток не очень внятных строк по поводу
построения партнерских отношений. Спасают лишь юристы, чья прямая обязанность—
задавать необходимые формы и правила отношений. Но юристы — люди рационального
мышления, и они пишут о том, как надо действовать правильно. А если человек
почему-то начинает вести себя не по правилам, это не их забота. На это есть
арбитражный суд. Но учредители, которые активно используют судебную практику
для выяснения отношений с недобросовестными поставщиками и контракторами, лишь
в порядке исключения обращаются в суд для решения своих собственных конфликтов.
Ситуация, которую в старом народном фольклоре принято было характеризовать, как
— «куда ни кинь, всюду клин». Попробуем, тем не менее, разобраться в ней в меру
наших возможностей.
|