«Я добивался успеха лишь потому, что всегда пытался
сосредоточить имеющиеся у меня ресурсы в нужное время в нужном месте»,— сказал
нам однажды руководитель крупной финансово-торговой компании, начинавший свое
дело с производства пластмассовых расчесок. Эта фраза почти буквально повторяет
ключевое наставление всех авторов, когда-либо писавших о военном искусстве.
Умелое распоряжение ресурсами, концентрация сил на направлении возможного
прорыва, точное сочетание стратегических целей с тактикой действий на театре
военных действий и, наконец, правильная организация войсковых соединений —
такая «картина мира» близка и полезна каждому бизнесмену. Словарь бизнеса не
случайно во многом перекликается с терминологией начальников штабов:
«стратегическое планирование», «разведка рынка», «захват ниши» — из разряда
наступательной терминологии; «падение спроса», «потеря рынка», «сворачивание
направлений» — как действия в обороне и отступлении.
Как бизнес, так и военное искусство постоянно
озабочены поиском оптимальных организационных форм, позволяющих наиболее
эффективно решать поставленные задачи. При достижении этой цели им приходится
учитывать два ключевых фактора — это характер имеющихся ресурсов и «боевой дух»
действующих людей. Построение боевых колесниц персидского царя Ксеркса или
танковый клин Гудериана одинаково используют техническую мощь своих средств в
целях прорыва обороны противника. Но умение превратить наличные ресурсы в
мощную силу с помощью подходящей организационной формы — это особый талант как
полководца, так и бизнесмена. Фаланга Македонского была технически
прогрессивной организационной формой. «Греки и римляне в то время, когда они
появились в истории со своей фалангой, обладали уже развитой индустрией,
облегчавшей им более широкое производство оружия», — пишет в этой связи Франц
Меринг (57, с. 70). Фаланга могла ввести в бой гораздо больше бойцов и оружия. 10
000 человек в десятишеренговой фаланге имели в шеренге по тысяче человек и
столько же оружия. В бою фаланга охватывала традиционные построения противника
со всех сторон и «заглатывала» его. Однако римляне, к примеру, не решились
захватить германские земли, населенные воинственными племенами,
противопоставившими им принципиально иную организационную тактику. Имея гораздо
меньше людей и вооружения, германские племена использовали способ построения в
каре 100 человек по фронту, 100 человек в глубину. Таким образом, «они
принуждены были иметь узкий фронт, так как у них было лишь ограниченное
количество хорошего вооружения, и они стремились восполнить этот недостаток
тем, что делали возможно неотразимее первый массовый удар» (57, с. 71). Если
германским племенам удавалось прорвать таким строем фалангу, то та теряла
организацию и управление и в беспорядке отступала. Но если не срабатывал расчет
на прорыв, германское каре использовало другую свою силу, «человеческий
фактор», основанный на тесной родовой и человеческой сплоченности воинов.
Рассыпаясь небольшими отрядами среди скал и лесов и сохранив свою внутреннюю
связь, взаимное доверие, действуя в подчинении инстинкту или призывам вождя, германцы
переходили к выматывающей противника тактике партизанских действий, ни
противостоять которой, ни самой осуществить нечто подобное регулярная и
построенная на более формальных связях и отношениях римская армия была не в
состоянии.
Но и военные не часто становятся преуспевающими
бизнесменами, хотя многие из них, как мы наблюдали, могут быть отменными
менеджерами направлений, замечательными организаторами и надежными
исполнителями. Качества, которые иногда подводят военных в бизнесе, — это
подсознательное ожидание стратегических указаний или правильных приказов
сверху, а также привычка к действию в условиях четко очерченных схем. К тому же
военные традиционно приучены иметь дело только с одним противником, будь это
даже ассоциация союзников, тогда как бизнесмену приходится вести свои бои
одновременно со многими совершенно разнородными силами: тенденциями спроса,
давлением государственных чиновников, конкурентами, внутренними проблемами
развития организации и т. п. Чрезвычайно высокая мера неопределенности ситуации
в бизнесе часто делает невозможной построение однозначно правильных схем
действий, и в этих условиях качеств образцового военного может оказаться
недостаточно для развития эффективного бизнеса.
|