Можно ли назвать бизнесменами египетских менял,
организаторов торговых караванов, создателей первых мануфактур и фабрик, купцов
всех гильдий и мастей, строительных подрядчиков, офеней-коробейников, а их
деятельность — бизнесом?
Пожалуй, этого лучше не делать. Большинство авторов,
занимающихся историей бизнеса как деятельности — и мы присоединяемся к ним,—
предпочитают проводить различие между историческими предпосылками бизнеса, к которым относится множество видов
получения дохода в торговле, финансах, производстве и пр., и собственно
бизнесом как относительно новым видом человеческой деятельности, обладающим
специфическими качественными чертами, в полной мере сформировавшимися лишь на
рубеже Х1Х-ХХ вв.
Если говорить о самых первых предпосылках бизнеса,
то изначальные его исторические корни обнаруживаются, как мы знаем из
экономики, в тот момент, когда в производственной жизни человечества начинает
наблюдаться производство «избыточного» продукта, превышающего запросы
непосредственного потребления. Обмен этого продукта на другие продукты и
изделия — первая составная часть будущего бизнеса. Собственно говоря, по
большому счету бизнес — это деятельность, взявшая во многих обществах на свои
плечи непростую задачу обмена и распределения продуктов и услуг. Производство,
как таковое, не является специфическим для бизнеса и скорее «пристегнуто» к
задаче обмена в тех случаях, когда самостоятельное производство оказывается
экономически выгодным.
Заметим кстати, что вместе с появлением обмена
«добавочным продуктом» обнаруживаются и первые предпосылки развития психологии
бизнеса. Ведь товары и продукты не ходили меняться сами по себе. Обмен стал
задачей конкретных людей и потребовал от них освоения множества новых
способностей: готовности заняться такой меной, умения договариваться,
вырабатывать нормы и правила построения отношений в этом процессе, преодолевать
множество предубеждений категории «мы и они», особо могущественно действовавших
в примитивных обществах, и т. д.
Следующая историческая предпосылка становления
бизнеса была связана с появлением денег как эквивалента «всеобщего продукта».
Те самостоятельные свойства, которые имели деньги как особый товар, породили
новую предпосылку бизнеса: меновую деятельность. Меняльные конторы Египта,
Греции и Рима породили подобные учреждения в Византии. на Востоке и в странах
Средиземноморья, пережили свой особый расцвет в средние века в Италии и
Голландии и стали прообразом современных банков. Психология же человека
обогатилась целым спектром новых понятий, так или иначе связанных с темой
отношения к деньгам, как негативных — скаредность, жадность, скупость,
стяжательство, сребролюбие, так и позитивных — щедрость, расчетливость,
благотворительность и др.
От письменных памятников древности до рубежа нашего
века тянется целая чреда последующих изобретений и нововведений, заложивших
фундамент здания современного бизнеса. Сюда относятся:
• система оплаты труда, впервые в масштабном виде
разработанная в Римской империи. В психологических терминах нам придется
говорить в связи с этим о современных системах мотивации персонала в бизнесе:
• появление бухгалтерского учета в Италии XV в. Для
психологии это означало очередную ступень развития качества, которое мы
называем здесь «счетностью» мышления бизнесмена;
• появление страхования в Голландии в XVI в. Вместе
с этим видом деятельности был найден механизм, позволявший снизить то, что
является постоянной головной болью предпринимателя,— высокую меру риска при
осуществлении сделок, торговых операций, транспортных экспедиций и финансовых
мероприятий;
• появление резервной банковской системы в Лондоне в
середине XVII в. Для бизнеса это означало дальнейшее повышение меры надежности
действий. В определенной степени этим были подстрахованы от возможных неудач не
только перемещения товаров и торговые операции, но и задача сохранения
результатов бизнеса — денег;
• развитие операций с акциями, биржевая деятельность
— XVIII в. В результате этого нововведения предприниматели получили массу новых
возможностей, значение которых трудно переоценить. Кроме простой возможности
получить долгосрочные вложения денежных средств, необходимых для развития
бизнеса, предприниматель мог теперь по-новому оценивать результативность своего
дела. С появлением акций и бирж стало возможным опираться не только на подсчет
суммы накопленных у себя или находящихся в обороте средств, но и получать
текущую объективную рыночную оценку, отражаемую в изменении курса акций
предприятия. Поскольку эти курсы оказываются чрезвычайно динамичными,
бизнесмены и предприниматели получают наглядный и выразительный «термометр»,
подталкивающий к необходимости срочного поиска новых решений, позволяющий
оценить эффективность действий и т. п. Кроме того, биржевая деятельность,
особенно после утверждения здесь фьючерсных сделок — т. е. операций с не
произведенным еще товаром, не выросшим зерном, не добытой нефтью,— все больше
обостряет для бизнесменов необходимость работать не только в режиме «реального
времени», но и осваивать основы стратегического планирования, организовывать
работу с ориентацией на дальнюю перспективу, с соответствующим изменением
системы рисков, необходимостью учета, а при возможности — и активного влияния
на факторы будущего, в том числе — на конъюнктуру спроса и предложения,
политические события, общественное мнение.
|