После того как мы в первом приближении сквозь призму
представления о ролях посмотрели на Человека бизнеса, можно задаться следующим
вопросом: чем характеризуется этот субъект деятельности, что отличает
бизнесмена от представителей других видов человеческой активности? Или - это
еще более практически важно — что реально помогает человеку продвигаться в
бизнесе, в необходимый момент делать очередной шаг вперед и добиваться заметных
преимуществ в своем деле?
Наблюдая Человека бизнеса, мы действительно можем
увидеть у него определенные качества, которых нет, во всяком случае в таком
сочетании, у представителей других профессий. Но это совсем не те простые,
«базовые» свойства или черты характера, которые традиционно ищутся и определяются
пусть даже самыми изощренными методами психологического тестирования. Скорее
это достаточно уникальные сплавы установок и аттитюдов, способов восприятия и
принятия решений, действий и навыков, которые формируются на определенных
стадиях жизни в бизнесе, видоизменяются вместе с изменением и развитием самого
бизнеса и постоянно переходят из одного качественного состояния в другое.
В этом разделе книги мы хотели бы обсудить всего
несколько таких специфических качеств, которые тем не менее представляются нам
ключевыми. Одно из них — умение управлять
людьми, качество во многом социально-психологическое, нам будет удобней
рассмотреть в следующем разделе, хотя, так или иначе, мы еще не раз будем
обращаться к нему и далее.
Данный раздел в основном посвящен трем другим
свойствам, характеризующим Человека бизнеса. Первое из них наиболее традиционно
для психологии и более всего может быть описано в контексте известных
психологам теорий и исследований. Это — активность,
готовность действовать в условиях неопределенности — наименее специфическое
для бизнеса, как такового, но необходимое условие для первых шагов в этой
деятельности, для достижения и закрепления успеха, формирования фундамента того
бизнеса, который может быть возведен позднее. Тесно связанные с активностью
способы целеполагания также имеют в бизнесе свою специфику, которая заслуживает
особого внимания.
Два других качества наиболее явно определяются по
мере развития зрелости бизнеса и бизнесмена. Это — счетность мышления и маркетинговая ориентация. От развития этих
качеств впрямую зависит не только успешность, но и само выживание дела
Бизнесмена.
Можно спорить о том, насколько глубоко эти качества
врастают в человека, занимающегося бизнесом, и формируют его личностные
особенности. По-видимому, как и в других видах деятельности, мера укорененности
профессиональных свойств в человеке может варьироваться в широком спектре от
поверхностно-знаниевого уровня до того, что Маркс в своих работах грубо, но
метко называл «профессиональным кретинизмом».
Как бы то ни было, деятельность человека в бизнесе
требует от него освоения еще одной картины мира — наряду с теми, которые ему,
так или иначе, приходилось осваивать в своем предыдущем опыте. Человек может
жить преимущественно в рамках одной из этих картин мира либо гибко чередовать
их. Можно пытаться закрывать глаза на существование множественности картин
мира, но можно и делать выбор между ними в зависимости от целей и требований
ситуации.
Можно видеть окружающий мир как мир «политический» —
сквозь призму политических решений и событий; либо как мир «экономический»,
находящийся под влиянием макроэкономических законов и тенденций; либо как мир
«психологический» — сквозь динамику человеческих мотивов и отношений; либо как
мир «технотронный»; либо как «экстрасенсорно-энергетический»; либо просто как
«семейный». Точно так же, как хороший медик видит по массе внешних признаков
особенности протекания физиологических процессов в организме человека, так и
Бизнесмен рано или поздно приходит к созданию своих способов формирования
картины мира и действия в нем, акцентируя внимание на собственных ключевых
факторах. И особые принципы восприятия и построения отношений с людьми, методы
проявления активности и целеполагания, способы анализа и «просчета» ситуации,
организации действия в динамических процессах рынка являются неотъемлемыми
компонентами специфической картины мира Бизнесмена.
Все эти качества не даются в неизменном виде и не
являются чем-то раз и навсегда сформированным, стабильным и застывшим. Они
постоянно видоизменяются, переходя из одного состояния в другое, и на каждом
новом уровне, с освоением каждой новой роли и позиции в бизнесе приобретают
новые, особые свойства. Динамика этих изменений определяется одновременно
внутренней потребностью и готовностью человека, а также развитием условий
самого бизнеса. Человек может своим намерением опережать будущие требования
деятельности или запаздывать в своей реакции на них. И в этом одна из
составляющих тех жестких правил игры, которые предлагает бизнес человеку: кто
не успел, тот опоздал. И если Бизнесмен не успевает изменить способ своего
мышления, свои установки и свое поведение раньше, чем изменения вокруг него
достигнут критического уровня, он выбывает из игры.
|