lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Глава 12. конкуренция и конкурентность в бизнесе

«Как далеко вам приходится возить свою продукцию?» — спросил однажды один из авторов этих строк Брюса Вулперта, владельца небольшого предприятия «Granit Rocks» в Калифорнии, производящего асфальтобетонные смеси для строительства дорог. «Ровно половину дороги до моего ближайшего конкурента»,— не задумываясь ответил он.

Этот ответ замечательно соответствует этимологическому значению слова «конкуренция», поскольку латинское «concurro», лежащее в основе этого понятия, можно перевести как «сбегаюсь», «сталкиваюсь». Где происходит это столкновение, легко догадаться: как раз в том месте, где лежат деньги. То есть вокруг клиента, потребителя, покупателя, имеющего возможность делать выбор и покупать там и то, где и что ему по каким-то причинам больше нравится.

 Однако столкновения с другими — не самые приятные события в жизни. Для того чтобы действовать в сфере, где регулярные и достаточно жесткие столкновения изначально запрограммированы, необходимо иметь или особый характер, или ясное понимание того, на что и ради чего ты идешь. И, кроме того, — хорошо знать правила игры, потому что даже на войне и в «борьбе без правил» есть свои правила, нарушать которые не рекомендуется никому.

Конкуренция в бизнесе

Конкуренция по праву считается одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса. Нельзя сказать, чтобы это явление вызывало однозначное к себе отношение. С одной стороны. Существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, существует общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции нечто подобное постоянной злобной схватке между «акулами капитализма». Многочисленные репортажи в периодических изданиях сообщают об острой борьбе крупнейших корпораций, банков и фирм за «куски рыночного пирога». В литературе и кинематографе классическим сюжетом стали сцены мафиозных разборок на почве бизнеса, промышленного шпионажа, тонкого плетения интриг или даже физического устранения конкурентов. А укрепившиеся в обыденном сознании летучие фразы типа «Боливар не выдержит двоих» создают прочное впечатление о конкуренции как о жестокой и кровавой битве без правил, бесконечно ведущейся в бизнесе.

И хотя многие из событий, столь художественно описываемых в разных жанрах, действительно время от времени имеют место, попробуем отнестись к теме конкуренции более объективно.

Прежде всего, попытаемся дополнить картину точкой зрения самих бизнесменов. Нам довелось беседовать на эту тему, как с российскими, так и с западными владельцами коммерческих предприятий. И реакция тех и других на слово «конкуренция» ощутимо различалась.

Представители западного бизнеса в ответ на вопрос: «Как вы относитесь к конкуренции?» — выдавали довольно сложную реакцию. Лицо их морщилось, как будто они съели лимон, но после паузы и внутренних раздумий отвечали: «Вообще-то это хорошо. Это не дает расслабляться и заставляет двигаться вперед». И это не было просто данью вежливости или заученным в школе «правильным» ответом. Они отвечали на основе своего опыта, и, как правило, их дела доказывали такое же конструктивное отношение к конкуренции и конкурентам. Другое дело, что эмоциональная реакция на конкурентов действительно была кислой. И с этим уже ничего не поделаешь. Эмоции не всегда дружат с разумом. Голод — тоже не самое приятное эмоциональное состояние, но он заставляет активнее двигаться.

Ответы российских коллег западных бизнесменов на тот же вопрос были более разнообразны. Одни из них, подобно великолепному Шарикову из фильма «Собачье сердце», сладострастно прищуривались и говорили: «А что конкуренты? Их надо душить, душить и душить...» Хочется надеяться, что при этом имелись в виду исключительно экономические методы воздействия. Другие были более эстетичны, хотя и близки по сути: «Мы очень любим наших конкурентов. Мы так нежно обвиваемся вокруг них, а потом слегка сжимаем — и все...» Третьи отвечали более сухо: «Конкуренты? Мы их знаем. С кем-то дружим, когда это нам интересно, с кем-то боремся. Нормально...» Примечательно, что степень приближения к первой или последней позиции обычно соответствовала продолжительности жизни на рынке, и чем больше был этот опыт, тем чаще мы слышали последний вариант ответа. Может быть, нелишне будет вспомнить в этой связи, что и фраза о Боливаре также была сказана на заре расцвета бизнеса, еще в тот период, когда сами американцы называли его «диким».

Нелишне будет также вспомнить и о том, как относится к конкуренции государство. Легко увидеть, что государственная политика практически всех стран с развитой экономикой направлена не столько на то, чтобы ограничить конкуренцию, сколько на то, чтобы стимулировать ее и даже, наоборот, ограничить возможности создания «внеконкурентного бизнеса», известного под именем монополий или олигополий. Ограничения законодательно накладываются лишь на то, что принято называть «недобросовестной конкуренцией», «промышленным шпионажем», «введением потребителя в заблуждение» и пр. Разумеется, при этом под действие общего законодательства подпадает и все то, что связано с криминальными методами ведения конкурентной борьбы. Но генеральная направленность политики развитых государств именно такова — «больше конкуренции».

За такой политикой, очевидно, стоит понимание того факта, что конкурентная борьба в бизнесе имеет множество позитивных следствий для потребителей: рост разнообразия товаров и услуг, снижение цен, повышение качества продукции и т. п. Кроме того, интенсивная конкуренция стимулирует внедрение инноваций, проникновение на новые рынки и — еще одна немаловажная деталь — производит естественный отбор, оставляя на рынке сильных и удаляя с него «расслабившихся», тем самым во многом избавляя государство и общество от необходимости многотрудной и дорогой работы по контролю и управлению этой сферой общественной жизни.

Поясняя, как действует конкуренция в бизнесе, Пол Хейне, автор известного бестселлера «Экономический образ мышления», сравнивает бизнес с многополосной автомобильной дорогой. На такой дороге каждый водитель на хорошем автомобиле стремится перестроиться как можно ближе к левым рядам, где есть возможность развить более высокую скорость; так и каждый бизнесмен пытается пробиться в рыночные ниши с более высокой нормой прибыли. Но как только на левых полосах скапливается много автомобилей, скорость движения на них ощутимо снижается. Тогда каждый водитель начинает искать свободное пространство на других полосах, где можно двигаться с максимально доступной скоростью. В результате постоянных перестроек движение на дороге самоорганизуется. «Весь этот процесс, — пишет Хейне, — идет быстро и непрерывно и гораздо эффективнее, чем, если бы кто-то при въезде на автостраду выдавал билеты, предписывающие автомобилям занимать определенный ряд и двигаться с определенной скоростью» (91, с. 25).

Аналогичные процессы происходят и в бизнесе. Каждый нормальный бизнесмен ориентирован, прежде всего, на поиск рыночной ниши с высокой нормой прибыли. В предыдущем разделе, в частности, в этой связи упоминалась «пирамида клиентов» с наиболее лакомой сферой — «эксклюзивным» клиентом наверху. Но сколь бы богат ни был «эксклюзивный» потребитель, в конце концов, и он не может выдержать натиск продавцов, наперебой предлагающих ему дорогие туры во все концы света, элитные квартиры, виллы и коттеджи, казино и рестораны, меха и модельные коллекции от кутюр и тому подобное. Ниша становится тесной, и кто-то, не сумевший угодить «эксклюзиву», вынужден спускаться на следующий уровень, пытаясь найти своих потребителей среди крупных корпоративных клиентов. Но здесь уже есть свои конкуренты, исходно сориентировавшиеся на работу с этим уровнем. Так происходит переход к потребителю «среднего класса», затем — выход «в народ». Остановка произойдет только там, где бизнесмен лучше других научится работать с потребителем и — со своими конкурентами.

К сожалению, российская ситуация сегодня не лучшая модель для изучения конкуренции в бизнесе. Прежде всего потому, что конкурентная ситуация здесь только-только начинает развиваться всерьез. Хотя каждый российский бизнесмен охотно посетует вам, как много забот доставляет ему активность конкурентов, необходимо всерьез попытаться хоть чуть-чуть пожить в стране с развитой рыночной средой, чтобы почувствовать, что такое по-настоящему плотная конкуренция. К тому же недостаток опыта конкурентной борьбы в современной российской ситуации действительно слишком часто заменяется опытом ведения боевых действий, политических интриг или криминальных разборок. Поэтому в данном разделе нам чаще, чем обычно, придется обращаться к опыту западных стран, опираясь при этом на убеждение, что законы истории неумолимы, и «правила игры» развитого бизнеса неизбежно со временем установятся и там. Где движение по этому пути еще только начинается.

[ 2002 ]