В этой главе мы подошли к одной из самых интересных
и трудных тем в понимании психологии бизнеса: вопросу о развитии
бизнес-организации. Выше мы уже говорили и о пути Предпринимателя, и о роли
персонала, теперь же хотим остановиться на том пути. Который проходит
бизнес-организация, и посмотреть. Как этапы жизни организации связаны с
качественными изменениями позиции Предпринимателя, с одной стороны, и что они
значат для успеха в бизнесе с другой.
Однако начнем мы с вещей простых и известных, чтобы
напомнить читателю некие базовые моменты, которые лежат в основе дальнейших
построений.
Несколько лет назад авторами была разработана так
называемая «кривая организационного развития» (см. 43). Систематизирующая то,
что пришлось увидеть консультантам в результате работы с бизнес-организациями.
В соответствии с этой кривой ни одна организация не может развиваться бесконечно
в режиме постоянного взлета, устойчивого роста показателей. Такие взлеты
возможны лишь на определенных и достаточно очерченных отрезках времени. Более
того, оказывается, что даже если организация достигает удовлетворяющего ее
положения и хочет сохранить статус-кво. — Это тоже невозможно, по крайней мере,
в бизнесе. Единственное возможное следствие остановки развития в таких случаях
— это падение результативности или распад организации.
Развитие бизнес-организации на различных этапах ее
жизни аналогично давно знакомой картине жизненного цикла товара и другим
подобным «кривым»: за периодом роста следует стагнация, за стагнацией — кризис,
который может завершиться либо крахом компании, либо ее выходом на качественно
иной уровень организации деятельности.
Жизненный цикл организационного развития
t
— время развития организации
S
— показатели успешности организационного развития
а, b, с, d- цели развития организации на разных этапах
Этапы организационного развития:
1 - формирование
2 - рост
3 – стабилизация
4 - стагнация
5 - кризис («хаос»)
6 - распад или реформирование
Однако, анализируя и обобщая опыт, полученный в
течение семи лет консультирования российских и западных бизнес-организаций,
авторам удалось обнаружить определенную закономерность в последовательности
сменяющих друг друга циклов. Свое понимание логики развития организации в
бизнесе и сопровождающих ее качественных изменений мы оформили в виде «Кривой
организационного развития» (см. 31), дав названия отдельным этапам ее
жизненного цикла. Так появилась модель, которая и предлагается читателю.
Как показано на рисунке, можно выделить четыре этапа
жизни организации в бизнесе. В достаточно свободной терминологии эти этапы
можно обозначить как «тусовка», «механизация», «внутреннее предпринимательство»
и «управление качеством». Следует сказать, что феноменология, которая легла в
основу такой «периодизации», поначалу наблюдалась авторами исключительно в
российских бизнес-структурах. Однако впоследствии мы увидели, что примерно
через те же качественные изменения проходит любая компания, причем главное
отличие развития цивилизованного западного или восточного бизнеса состоит в
том, что оно сразу может начинаться с этапа «механизации», минуя «тусовку»,
столь характерную для нашей страны в эпоху зарождения рыночных отношений.
Важно заметить, что определенные соответствия этим
этапам можно обнаружить также в истории развития бизнеса. Так, стадии «тусовки»
соответствует долгий период развития ранних форм бизнеса и предпринимательства
вплоть до рубежа XIX—XX вв., когда одной из основных особенностей этой
деятельности был ее по преимуществу семейный или артельный характер. Этап
«механизации» ознаменовался появлением и внедрением в жизнь концепций
управления Ф. У. Тэйлора и его последователей, делавших основной упор на
предельно возможную «конвейеризацию» и упорядочение деятельности организации.
Этап «внутреннего предпринимательства» был во многом стимулирован работами в
области человеческих отношений, обсуждавшимися выше идеями партиципации,
участия исполнителей в управлении, и в одном из наиболее завершенных вариантов
он воплотился в идеях «управления по проектам», активно внедрявшихся уже в 60—70-х
гг. нашего века.
Система «тотального управления качеством» — одна из
самых последних идей в области управления. Ее широкое практическое внедрение
началось лишь чуть больше десятилетия назад, после того как автор данной
концепции Э. Деминг, столкнувшись с сопротивлением традиционной корпоративной
культуры бизнеса в США, сделал своеобразный ход конем, на практике доказав
действенность данной системы в Японии, после чего при поддержке созданных там
фондов его система управления победоносно вернулась в США и Западную Европу.
Ниже мы подробно остановимся на каждом из четырех
этапов жизненного цикла организации в бизнесе и, по аналогии с возрастными
этапами жизни ребенка, попробуем выделить те ключевые моменты, которые
характеризуют данный период жизни организации, те проблемы, которые нарастают
по мере созревания каждого этапа, и те противоречия, которые накапливаются внутри
данного этапа и толкают организацию к переходу на новый качественный уровень.
|