Содержание данной главы концентрируется на теме
своеобразных связей между человеком и организацией, в которую он включен. Любое
дело делается, в конечном счете, человеком — его головой, руками, ногами,
базируется на его энергии, мотивации, устремленности к цели. Но то, как именно
оно делается и какой результат при этом достигается, во многом зависит от
организационного контекста, в котором это происходит, в том числе и от формы и
структуры организации.
Классический пример, который любят приводить в этой
связи социальные психологи, — это разгрузка машины дров. Если этим занимается
группа людей, то каждый может хватать свою охапку поленьев и бежать с ней туда,
где дрова складываются. Можно построиться в цепочку и передавать эти поленья по
конвейеру. Можно также, если длины цепочки не хватает, перегружать дрова с
машины на тележку или на носилки и перемещать их совместно. В зависимости от
выбранного способа организации может сильно различаться как время достижения
конечного результата, так и состояние участников этого процесса. Вплоть до
степени ощущения физической усталости: оказывается, что при совместных формах
организации, несмотря на то, что уровень физической нагрузки практически такой
же. Люди легче переносят усталость, если только их работа организована хорошо.
Если дрова покажутся кому-то не слишком убедительным
примером. Напомним другие случаи, где выбор организационных форм мог оказывать
гораздо более заметное сияние на результат. К примеру. Футбольным болельщикам
должны быть памятны острые дискуссии, проводившиеся между сторонниками формул
игры «4х2х4». Или «3х3х4». Или даже «5х2х3». Примечательно, что после многих
споров о том. Какая из формул лучшая
для достижения побед, участники дискуссии вскоре пришли к осознанию, что весь
вопрос в том. Какую из формул лучше
принять в данный момент, с учетом талантов игроков, характеристик
противника и задач, которые ставятся на игру. Потому что, если за победу надо
биться любой ценой, тогда все силы в нападение, и работает формула «5х2х3». А
если победа в турнире уже практически достигнута, то все силы в оборону, и
выбираем «3х3х4».
Вопрос об оптимальном использовании различных
организационных форм для достижения поставленных целей активно разрабатывался и
в военном деле. Напомним в этой связи хотя бы об успешном противостоянии
германских каре, имевших намного более слабое вооружение и численность,
знаменитой фаланге Македонского, — этот пример был приведен нами при сравнении
бизнеса и военного искусства. Но изыскания военных специалистов столкнулись еще
с одним, не менее значимым фактором, играющим принципиальную роль в
использовании различных организационных форм. Он так и был назван: человеческий
фактор. Причем в очередной раз оказалось, что с этим фактором необходимо
считаться, даже если он находится в прямом противоречии с, казалось бы,
неоспоримыми рациональными, «очевидными» предпосылками.
Боевые уставы
Красной Армии перед Второй мировой войной предусматривали, что в обороне солдат
должен действовать в индивидуально обустроенной ячейке, поддерживая контакт с
соседями слева и справа голосом и визуально. Этот способ организации обороны
основывался на данных о неоправданно больших потерях, которые несли
обороняющиеся в траншеях в случае прямых попаданий туда снарядов и мин. Такие
же формы обороны по тем же причинам предусматривали и уставы ряда других армий.
Но вскоре
после вступления во Вторую мировую войну как советское, так и американское
командование независимо друг от друга принимают сходные решения об изменении
этих положений полевых уставов. Советское командование обосновывает это
следующими наблюдениями: находясь в индивидуальном окопе, солдат гораздо более
неустойчив в обороне, поскольку не представляет себе особенностей всей
сложившейся обстановки, не видит других и склонен считать, что он уже остался
один, все вокруг погибли или отступили, и, соответственно, легче
поддается панике.
Американское
командование наряду со сходными мотивами принимало во внимание и исследования
действовавших в армии социологов, которые показали, что американский солдат
сражается гораздо активнее, когда цель его действий не общие идеалы борьбы за
демократию или защита американского образа жизни, а чувство локтя, ориентация
на конкретные ценности боевого товарищества с находящимся рядом с ним в траншее
Джоном, Фредом или Майком. Оказалось, что многие подвиги совершаются именно в
этом контексте, в порядке элементарной солдатской взаимовыручки, а не в поисках
славы и не ради утверждения «американской мечты».
Таким образом, организационные формы имеют
собственный потенциал и свои ресурсы, но эти ресурсы оказываются теснейшим
образом связаны с психологией человека, его возможностями и пристрастиями, его
интересами и мотивами, представлениями о должном и важном, его отношениями с
другими людьми и т. д.
При этом любая организация с точки зрения
организационной и социальной психологии — это особое образование, не сводимое к
простой сумме людей, ее составляющих, и имеющее свои собственные
психологические закономерности существования. Особенность организации задается,
помимо прочего, и тем. Что в ней оказываются завязаны воедино многие
психологические феномены и процессы. Речь здесь идет о таких разнообразных и
непростых вещах, как процессы групповой динамики и лидерства, феномены
межгрупповых взаимодействий и индивидуальной конформности. Группового
фаворитизма, способы социального восприятия и оценки ситуаций и т. д.
В данной главе нет необходимости перечислять все эти
наработки социальной психологии, которые ярко и подробно описаны в
соответствующих учебниках (см. 1. 137). Наша задача состоит в том, чтобы
показать, как проблема организационных форм и связанных с ними
социально-психологических эффектов может проявляться в бизнесе. При этом,
однако, не обойтись без определенною «теоретического» введения, посвященного
обсуждению общих представлений об организационных формах. Если известно, среди
каких форм может выбирать тренер в футболе, а в полевом уставе офицера
записано, какие организационные формы он должен избирать, находясь на марше, в
наступлении или в обороне, то для бизнесмена эта задача не выглядит такой
очевидной. Тот выбор, который предлагается ему при регистрации организации —
ООО, ЗАО. ОАО, ИЧП, — очевидно, несет свои ограничения и преимущества. Но это
явно не те формы, которыми можно активно варьировать при изменении задач или
стадий развития бизнеса. Поэтому мы предлагаем рассмотреть в этой связи и
другие представления о возможных вариантах организационных форм, которые были
разработаны американским консультантом и исследователем Ларри Константином под
именем организационных парадигм.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПАРАДИГМЫ
(по Л. Константину)
1 .«Закрытая» модель организации
2. «Случайная» модель организации
3. «Открытая» модель организации
4. «Синхронная» модель организации
Для того чтобы убедиться в «архетипичности»
предложенных Л. Константином идей об организационных формах, достаточно
провести небольшой эксперимент. Попросите любую группу людей нарисовать модель
оптимальной организации с помощью простейшей геометрической фигуры. Через
несколько минут вы наверняка увидите рисунки треугольника (пирамиды), круга, в
некоторых случаях — направленной стрелки. Авторы рисунков найдут множество
обоснований того, почему именно эта модель представляется им оптимальной, а
вам, как психологу, нелишне будет обратить внимание на индивидуальные
особенности самих авторов, за которыми достаточно легко увидеть мотивы
приверженности той или иной модели.
Занимаясь изучением и анализом разных способов
организационного устройства, существовавших на протяжении веков в человеческой
истории, Л. Константин обнаружил, что при всем кажущемся многообразии их форм,
базовыми для всех них оказываются четыре парадигмы, характеризующиеся своими
наборами свойств в области управления, лидерства, принятия решений, организации
взаимодействия и коммуникации, психологических особенностей людей, способных
комфортно и продуктивно работать в рамках соответствующих форм. Эти четыре
парадигмы, или модели, легко обнаруживаются и в современном бизнесе. Они
получили название «закрытой, «случайной», «открытой» и «синхронной»
организационных моделей и могут быть представлены в виде следующих образов.
Рассмотрим последовательно свойства четырех этих
организационных парадигм.
|