lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

«Дайте мне миллион...»

Отношение к деньгам в бизнесе можно во многом уподобить отношению профессионального военного к своему оружию. Оружие — это то, без чего практически немыслима реализация военным своей задачи. Чем более совершенно оружие, чем большей мощностью или более широким набором боевых качеств оно обладает, тем больше возможностей и уверенности возникает при достижении боевых целей. В то же время любое оружие требует внимательного к себе отношения, соблюдения множества хорошо известных каждому профессионалу правил «техники безопасности», иначе оно с легкостью может причинить вред самому его владельцу. Каждый профессиональный военный испытывает глубокую подсознательную любовь к своему оружию, в природе которой психоаналитики могут отыскать самые фантастические корни, от простой компенсации неуверенности в себе до внутреннего стремления к власти и могуществу. Безоружный военный — это своего рода нонсенс, с которым ассоциируется либо поражение, либо временное отстранение от дела.

Аналогичный нонсенс — это бизнесмен без денег. И даже самое начало бизнеса уже требует определенного денежного или иного капитала, который мог бы послужить толчком для дальнейшего развития дела. Поэтому острейшая проблема для тех, кто начинает свой путь в бизнесе, — это вопрос о том, как раздобыть начальный капитал, который позволил бы реализовать все перспективные идеи и начинания.

«Дайте мне миллион, — горячился один из начинающих предпринимателей, — и я разом решу все проблемы. У меня есть отличная идея по поводу того, как раскрутить замечательное дело. Только я об этой идее не хочу рассказывать никому. Иначе любой дурак возьмет ее и использует. Всегда есть много желающих за просто так взять хорошую мысль и использовать ее самому...»

В данном примере сказано «один из предпринимателей», но на самом деле приведенный в качестве единичного случая пример более чем типичен для многих мечтающих о создании своего бизнеса. Обычное убеждение таких людей — что все дело только в начальном капитале и чем больше будет исходная сумма, тем проще будет развивать дело, потому что. Как всем известно, «деньги делают деньги».

Эта поговорка, разумеется, абсолютно справедлива. С одним маленьким уточнением, которое хорошо видно из проповеди Б. Франклина. Деньги не сами по себе делают деньги — этот процесс происходит все же с некоторой помощью того. Кто занимается такой работой, и сильно зависит от его индивидуальных качеств. Способностей, отношения к делу, самим деньгам и т. д.

Ситуация, с которой нам все чаще приходится сталкиваться сегодня на практике. — Это отчетливое различие положения бизнеса у тех, кто начинал развивать его на своих собственных, обычно весьма незначительных исходно средствах, и у тех, кто таки умудрился получить заветный миллион или несколько миллионов с самого начала дела в качестве своеобразного подарка от доброго дяди. Благо в России начального периода становления предпринимательства это было не так уж сложно.

Мы все чаше видим, как те. Кто начинал с нескольких сотен или тысяч рублей, с покупки простого копировального аппарата, литьевой машины для изготовления расчесок, с подращивания саженцев или чего-либо еще в том же роде, сегодня формируют развернутый и устойчивый бизнес, все чаше и чаще выходя на лидерские позиции в своей нише рынка. В то же время те, кто получил миллионы и, как правило, в первую очередь потратил их на создание великолепного антуража для своего бизнеса — шикарные офисы, рекламную продукцию, набор многочисленных сотрудников, — сегодня, наоборот, один за другим попадают в затруднительное положение, теряя позиции и, ломая голову над вопросом, как сохранить привычное великолепие в условиях острой нехватки средств.

Понимание того, что в зазоре процесса «деньги делают деньги» находится еще и действующий человек и что от его деловых качеств во многом зависят шансы на успех бизнеса, — аксиома для профессиональных инвесторов. Ни один серьезный кредитор в обществе с развитой экономикой не дает денег под чистое желание. Идею или уверенность человека в том, что он запросто может «сбацать» бизнес, были бы только начальные капиталы. Обычная процедура кредитования предусматривает прежде всего серьезную проверку идеи бизнеса в развернутом бизнес-плане, и в этом смысле тот, кто не готов ее открыть, просто обречен оставаться с ней один на один как известный персонаж с разукрашенной торбой. Но даже если в бизнес-плане все сделано на вызывающем доверие уровне, остается еще один момент, который проверить уже гораздо труднее, а ведь он-то, собственно, и составляет главный риск инвестиции — это деловые и моральные качества предпринимателя. О чем-то здесь может рассказать его предыдущая биография. О чем-то — отзывы других людей, но ни одно из этих средств не дает гарантии успеха мероприятия. Вспомним, например, бизнес-план кафе «Мифида». Это был очень хороший бизнес-план, но в реальной жизни автор проекта, послуживший прообразом этой истории, все-таки потерпел неудачу, не сумев выстроить отношения с персоналом, который, в свою очередь, своим отношением к работе «помог» быстро развалить все благие начинания ресторатора.

Деньги на начальном этапе развития бизнеса — это одновременно и необходимое условие выживания, и цель деятельности. Ни один предприниматель не может чувствовать себя спокойно, не заработав необходимого минимума средств, который позволит ему развить и укрепить бизнес, сделать его еще более устойчивым и незыблемым. Впрочем, последовательная работа по укреплению бизнеса вскоре показывает предпринимателю: его надежды на то, что. Зарабатывая много денег, можно быть спокойным за будущее и судьбу дела, — не более чем простая иллюзия. Растет бизнес, но одновременно возрастает и цена риска, цена возможных ошибок, в конце концов, — цена его содержания и поддержания на требуемом уровне. И случающиеся каждый год падения крупнейших и, казалось бы, незыблемых вековых корпораций только подтверждают идею о неустойчивости сущего в мире бизнеса.

Тем не менее, в процессе погони за развитием и чувством стабильности многие бизнесмены приобретают иное важное ощущение. Вместо уверенности во всесилии денег к части из них приходит уверенность в силе своих способностей. «В конце концов, я понял, что даже если развалится это дело, я начну другое. Я уже понял, что деньги я всегда смогу заработать»; «Я перестал думать о деньгах' после того, как заработал свой первый миллион»,— сообщают нам в своих интервью самые разные представители бизнеса.

Такое изменение отношения к деньгам у тех, кто уже достиг в бизнесе ощутимых успехов по сравнению с начинающими предпринимателями. Хорошо заметно не только из множества наблюдений. Но и из посвященных этой теме специальных исследований. Таково, в частности, исследование О. Дейнеко, который на основе специализированных тестов сравнивал отношение к деньгам у высокооплачиваемых бюджетных сотрудников, банкиров и начинающих предпринимателей. Из результатов этой работы следует, что между высокооплачиваемыми бюджетниками и банкирами существовали лишь очень незначительные различия. И те, и другие относились к деньгам спокойно, при этом банкиры лишь (вот оно, влияние бизнеса, где никогда нельзя быть уверенным, что завтра тебе дадут такую же зарплату) строже ограничивали себя в тратах и были лучше осведомлены о том, сколько денег в данный момент находится у них в кошельке.

Для начинающих же предпринимателей деньги выглядели как значительно более важная реальность. Они проявили озабоченность практически всеми аспектами денежных отношений, определявшимися в исследовании. Деньги для них были и целью, и стимулом, и результатом, и возможностями, и фактором безопасности, и способом влияния на людей, и формой власти, и социальной ценностью, и — предметом гордости. Иными словами, деньги явно выступали одной из главных детерминант поведения предпринимателей, причем многие из них искренне утверждали, что деньги способны решить все их проблемы, а в своей повседневной жизни ставили деньги выше собственных удовольствий, проявляя готовность ограничивать себя во всем, кроме самого необходимого (см. 23).

Возможно, такая картинка предпринимательства выглядит не особенно симпатично. Но к факту, даже если этот факт представлен на примере опроса всего 86 человек, как это было в исследовании О. Дейнеко, лучше относиться серьезно. Что же происходит на этом серьезном переломе между ранним предпринимательством и более поздними стадиями существования бизнеса, что так существенно меняет картину отношения к деньгам? Это вопрос, который, на наш взгляд, заслуживает самого серьезного рассмотрения.

[ 2002 ]