Отношение к деньгам в бизнесе можно во многом
уподобить отношению профессионального военного к своему оружию. Оружие — это
то, без чего практически немыслима реализация военным своей задачи. Чем более
совершенно оружие, чем большей мощностью или более широким набором боевых
качеств оно обладает, тем больше возможностей и уверенности возникает при
достижении боевых целей. В то же время любое оружие требует внимательного к
себе отношения, соблюдения множества хорошо известных каждому профессионалу
правил «техники безопасности», иначе оно с легкостью может причинить вред
самому его владельцу. Каждый профессиональный военный испытывает глубокую
подсознательную любовь к своему оружию, в природе которой психоаналитики могут
отыскать самые фантастические корни, от простой компенсации неуверенности в
себе до внутреннего стремления к власти и могуществу. Безоружный военный — это
своего рода нонсенс, с которым ассоциируется либо поражение, либо временное
отстранение от дела.
Аналогичный нонсенс — это бизнесмен без денег. И
даже самое начало бизнеса уже требует определенного денежного или иного
капитала, который мог бы послужить толчком для дальнейшего развития дела.
Поэтому острейшая проблема для тех, кто начинает свой путь в бизнесе, — это
вопрос о том, как раздобыть начальный капитал, который позволил бы реализовать
все перспективные идеи и начинания.
«Дайте мне
миллион, — горячился один из начинающих предпринимателей, — и я разом решу все
проблемы. У меня есть отличная идея по поводу того, как раскрутить
замечательное дело. Только я об этой идее не хочу рассказывать никому. Иначе
любой дурак возьмет ее и использует. Всегда есть много желающих за просто так
взять хорошую мысль и использовать ее самому...»
В данном примере сказано «один из предпринимателей»,
но на самом деле приведенный в качестве единичного случая пример более чем
типичен для многих мечтающих о создании своего бизнеса. Обычное убеждение таких
людей — что все дело только в начальном капитале и чем больше будет исходная
сумма, тем проще будет развивать дело, потому что. Как всем известно, «деньги
делают деньги».
Эта поговорка, разумеется, абсолютно справедлива. С
одним маленьким уточнением, которое хорошо видно из проповеди Б. Франклина.
Деньги не сами по себе делают деньги — этот процесс происходит все же с
некоторой помощью того. Кто занимается такой работой, и сильно зависит от его
индивидуальных качеств. Способностей, отношения к делу, самим деньгам и т. д.
Ситуация, с которой нам все чаще приходится
сталкиваться сегодня на практике. — Это отчетливое различие положения бизнеса у
тех, кто начинал развивать его на своих собственных, обычно весьма
незначительных исходно средствах, и у тех, кто таки умудрился получить заветный
миллион или несколько миллионов с самого начала дела в качестве своеобразного
подарка от доброго дяди. Благо в России начального периода становления
предпринимательства это было не так уж сложно.
Мы все чаше видим, как те. Кто начинал с нескольких
сотен или тысяч рублей, с покупки простого копировального аппарата, литьевой
машины для изготовления расчесок, с подращивания саженцев или чего-либо еще в
том же роде, сегодня формируют развернутый и устойчивый бизнес, все чаше и чаще
выходя на лидерские позиции в своей нише рынка. В то же время те, кто получил
миллионы и, как правило, в первую очередь потратил их на создание великолепного
антуража для своего бизнеса — шикарные офисы, рекламную продукцию, набор
многочисленных сотрудников, — сегодня, наоборот, один за другим попадают в
затруднительное положение, теряя позиции и, ломая голову над вопросом, как
сохранить привычное великолепие в условиях острой нехватки средств.
Понимание того, что в зазоре процесса «деньги делают
деньги» находится еще и действующий человек и что от его деловых качеств во
многом зависят шансы на успех бизнеса, — аксиома для профессиональных
инвесторов. Ни один серьезный кредитор в обществе с развитой экономикой не дает
денег под чистое желание. Идею или уверенность человека в том, что он запросто
может «сбацать» бизнес, были бы только начальные капиталы. Обычная процедура
кредитования предусматривает прежде всего серьезную проверку идеи бизнеса в
развернутом бизнес-плане, и в этом смысле тот, кто не готов ее открыть, просто
обречен оставаться с ней один на один как известный персонаж с разукрашенной
торбой. Но даже если в бизнес-плане все сделано на вызывающем доверие уровне,
остается еще один момент, который проверить уже гораздо труднее, а ведь он-то,
собственно, и составляет главный риск инвестиции — это деловые и моральные
качества предпринимателя. О чем-то здесь может рассказать его предыдущая
биография. О чем-то — отзывы других людей, но ни одно из этих средств не дает
гарантии успеха мероприятия. Вспомним, например, бизнес-план кафе «Мифида». Это
был очень хороший бизнес-план, но в реальной жизни автор проекта, послуживший
прообразом этой истории, все-таки потерпел неудачу, не сумев выстроить
отношения с персоналом, который, в свою очередь, своим отношением к работе
«помог» быстро развалить все благие начинания ресторатора.
Деньги на начальном этапе развития бизнеса — это
одновременно и необходимое условие выживания, и цель деятельности. Ни один
предприниматель не может чувствовать себя спокойно, не заработав необходимого
минимума средств, который позволит ему развить и укрепить бизнес, сделать его
еще более устойчивым и незыблемым. Впрочем, последовательная работа по
укреплению бизнеса вскоре показывает предпринимателю: его надежды на то, что.
Зарабатывая много денег, можно быть спокойным за будущее и судьбу дела, — не
более чем простая иллюзия. Растет бизнес, но одновременно возрастает и цена
риска, цена возможных ошибок, в конце концов, — цена его содержания и
поддержания на требуемом уровне. И случающиеся каждый год падения крупнейших и,
казалось бы, незыблемых вековых корпораций только подтверждают идею о
неустойчивости сущего в мире бизнеса.
Тем не менее, в процессе погони за развитием и
чувством стабильности многие бизнесмены приобретают иное важное ощущение.
Вместо уверенности во всесилии денег к части из них приходит уверенность в силе
своих способностей. «В конце концов, я понял, что даже если развалится это
дело, я начну другое. Я уже понял, что деньги я всегда смогу заработать»; «Я
перестал думать о деньгах' после того, как заработал свой первый миллион»,—
сообщают нам в своих интервью самые разные представители бизнеса.
Такое изменение отношения к деньгам у тех, кто уже
достиг в бизнесе ощутимых успехов по сравнению с начинающими предпринимателями.
Хорошо заметно не только из множества наблюдений. Но и из посвященных этой теме
специальных исследований. Таково, в частности, исследование О. Дейнеко, который
на основе специализированных тестов сравнивал отношение к деньгам у
высокооплачиваемых бюджетных сотрудников, банкиров и начинающих предпринимателей.
Из результатов этой работы следует, что между высокооплачиваемыми бюджетниками
и банкирами существовали лишь очень незначительные различия. И те, и другие
относились к деньгам спокойно, при этом банкиры лишь (вот оно, влияние бизнеса,
где никогда нельзя быть уверенным, что завтра тебе дадут такую же зарплату)
строже ограничивали себя в тратах и были лучше осведомлены о том, сколько денег
в данный момент находится у них в кошельке.
Для начинающих же предпринимателей деньги выглядели
как значительно более важная реальность. Они проявили озабоченность практически
всеми аспектами денежных отношений, определявшимися в исследовании. Деньги для
них были и целью, и стимулом, и результатом, и возможностями, и фактором
безопасности, и способом влияния на людей, и формой власти, и социальной
ценностью, и — предметом гордости. Иными словами, деньги явно выступали одной
из главных детерминант поведения предпринимателей, причем многие из них
искренне утверждали, что деньги способны решить все их проблемы, а в своей
повседневной жизни ставили деньги выше собственных удовольствий, проявляя
готовность ограничивать себя во всем, кроме самого необходимого (см. 23).
Возможно, такая картинка предпринимательства
выглядит не особенно симпатично. Но к факту, даже если этот факт представлен на
примере опроса всего 86 человек, как это было в исследовании О. Дейнеко, лучше
относиться серьезно. Что же происходит на этом серьезном переломе между ранним
предпринимательством и более поздними стадиями существования бизнеса, что так
существенно меняет картину отношения к деньгам? Это вопрос, который, на наш
взгляд, заслуживает самого серьезного рассмотрения.
|