lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Предпринимательские проблемы в отношениях к деньгам

Если отвлечься от чисто экономических проблем, связанных с денежным обращением, вопросами соотношения денежно-товарной массы и им подобных, то нелишне будет напомнить ту простую психологическую истину, что корни большинства трудностей, связанных с деньгами, лежат не в деньгах как таковых, а в отношении к ним человека. Более того, основная часть проблем в отношении к деньгам связана не с богатством, а с бедностью. Как в буквальном, так и в переносном смысле. Деньги вообще — проблема для бедного, а не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь, что человек еще не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может смириться с этим фактом. В каком-то смысле такие люди, вместо того чтобы решать задачу обеспечения себя всем необходимым, ввязываются в бесконечную и бесперспективную борьбу сравнений себя с другими («раз у него этого еще больше, значит, я еще недостаточно хорош»).

Здесь можно вновь отдать дань мудрости и ясности понимания сути вещей, которая проявляется зачастую у примитивных народов, и процитировать продолжение песнопений африканского народа йоруба, первая часть которых была приведена в эпиграф к настоящей главе. Это слова приветствия Эйджи, высшему богу богатства в пантеоне богов йоруба:

Человек, который в скудости разделяет нищету со своими друзьями.

Знает, как за словами спрятаться от своих желаний,

 Но лучшие друзья ненадежны, когда нет пищи.

Когда деньги улетучиваются у человека,

Мир начинает оскорблять его.

В нищете вы ни с кем не связаны.

Но богатые нужны всем.

И все любят быть в знакомстве с человеком, имеющим деньги...

Так деньги вознаграждают их владельца уважением,

И деньги превращают раба в короля...

Именно поэтому главное, с нашей точки зрения, что должно произойти с предпринимателем на его пути к роли успешного бизнесмена, — это преодоление «синдрома бедности», обретение уверенности в себе, в том числе и по части смелого и спокойного распоряжения деньгами.

О том, что здесь не все так просто, как может показаться на первый взгляд, свидетельствует, например, такой факт. Примечательная особенность, отличающая основную массу начинающих предпринимателей от опытных бизнесменов, менеджеров и инвесторов, — это отношение к кредитам. Бизнесмены обычно легко относятся к вопросу о кредитах, регулярно ими пользуются, и для них вопрос о кредите — не более чем вопрос технической и экономической целесообразности (в каком размере и в какой момент времени это будет наиболее эффективно).

Для многих же предпринимателей кредит, если только он не предоставляется на безвозвратной или на максимально щадящей основе, как правило, становится очень большой проблемой. (Разумеется, мы не говорим здесь о тех, кто готов брать кредиты ничтоже сумняшеся, изначально зная, что он и не собирается отдавать его вовсе, или отдаст, если вдруг крупно повезет, и встанет вопрос, куда девать деньги.) Причем проблема здесь далеко не техническая, — у предпринимателей обычно существует достаточно много технических возможностей, чтобы получить требуемые суммы или поэтапно «прожить» необходимую «кредитную историю». Совершенно явно заметно, что для них это проблема личностного отношения. Многие предприниматели категорически отказываются обращаться к кредитам в принципе, обосновывая это рациональными мотивировками, апеллируя к своей гордости, простому нежеланию или нехватке времени, но за этим отказом стоит отчетливый страх потерять свою только-только обозначившуюся независимость и попасть в долговую кабалу. Зачастую проходит достаточно долгое время, прежде чем предприниматели, осознав это как проблему, тормозящую развитие собственного бизнеса. Начинают сознательно работать с этим вопросом, испытывая по ходу дела неимоверные трудности и переживания.

«Мы давно головой понимали, что брать кредиты в нашей сфере выгодно, — рассказывал генеральный директор одной из торговых компаний.— Но никак не могли заставить себя заняться этим. Года два избегали любых попыток. В этом году впервые решили попробовать, взяли кредит на месяц и со страху отдали его в первые же два дня. Конечно, понесли довольно серьезные убытки. Но все равно взяли следующий кредит, но этот раз продержались уже две недели. Сейчас работаем с кредитом в третий раз, кажется, удержимся до конца срока, и деньги сумели разместить эффективно, так что у нас это начинает работать».

В каком-то смысле эта история с кредитами является лишь одним из отражений широко распространенной бытовой философии о том, что занимать деньги — неудобно или неприлично. Но ведь, обратим внимание, в большинстве стран нет такой социальной нормы — порицания одалживаний. И чувство «неприличности» вырастает в этом смысле не из реальных оценок окружающих, а из внутреннего чувства неудобства, за которым — ожидание оценки своей несостоятельности или неполноценности. Сохранение подобной установки в бизнесе приводит не только к историям, подобным описанной выше, но и, например, к возникновению серьезных проблем с установлением цен на предлагаемые товары или услуги, с получением денег от клиентов и покупателей. Эта проблема, которая может показаться странной тем. Кто работает на рынке товаров с фиксированными ценами, гораздо чаще и ярче проявляет себя на рынке предложения услуг. И одно из ее проявлений мы можем встретить, например, у великого 3. Фрейда.

Рассмотрев множество глубинных и скрытых от поверхностного взгляда процессов, происходящих в тайниках человеческой души, Фрейд все же практически не затрагивал в качестве самостоятельного объекта исследования тему отношения к деньгам. И хотя в нескольких своих работах он касался этого вопроса, утверждая. Что деньги — один из сексуальных символов и что о них необходимо говорить так же прямо и открыто, как о сексуальных проблемах, сам он так и не уделил им серьезного внимания. Возможно. Наиболее примечательное и приоткрывающее завесу над причиной этого пренебрежения его высказывание на эту тему содержится в письме к Флиссу, где Фрейд описывает одну из своих собственных фантазий. (Вспомним, кстати, в этой связи, что Фрейд был частнопрактикующим врачом. И хотя это конечно же совсем не то «свободное предпринимательство», которое с полной силой проявило себя через несколько десятилетий, но все же позиция, уже приближающаяся к бизнесу.) В своем письме Фрейд в шутку писал, что ему удалось на расстоянии, главным образом по газетным сообщениям, выявить, какого рода неврозом страдал русский царь Николай П. Теперь, писал Фрейд, он способен вылечить царя, и если бы ему удалось заработать на этом большое состояние, то это позволило бы ему впоследствии даром лечить своих больных (см. 99).

Заметим, что при этом Фрейд неоднократно подчеркивал особую роль денег как одного из рабочих инструментов в терапевтическом процессе, и его фантазия, таким образом, отражает совершенно иное чувство — чувство неловкости, стеснения, возникающее от необходимости брать со своих клиентов деньги.

Это же чувство неоднократно замечалось нами и нашими коллегами у множества предпринимателей. На одном из профессиональных семинаров канадский бизнес-консультант, работающий в режиме «free-lance», независимого специалиста, выносил эту тему на обсуждение как отрефлексированную им собственную проблему. «Мне трудно спрашивать с заказчика деньги, которых стоит моя работа. Я очень стесненно чувствую себя в переговорах о цене и слишком часто от этого стеснения соглашаюсь на необоснованные скидки, которые сильно затрудняют потом работу». Проблема переживалась им настолько серьезно, что он вынужден был сочинить для себя особую «молитву», которую он читает про себя в процессе переговоров с очередным заказчиком для преодоления этого психологического барьера: «Во Вселенной есть все, что нам нужно. Здесь есть такие люди, которые любят платить мне кучу денег за то. Что я люблю делать. Я люблю получать кучу денег за то. Что я люблю делать». Но и «молитва» не всегда помогала ему преодолеть себя...

Однако стеснение в переговорах о ценах не единственный возможный вариант проявления внутренних проблем в отношении к деньгам. Как это характерно для психологических проблем вообще. Одна и та же трудность может проявлять себя как прямым, так и совершенно противоположным образом. Таким противоположным стеснению и неловкости вариантом внутренней установки может быть позиция: «Хочу быть богатым и сразу». Внешне эта установка выражается в заламывании невероятно высоких цен на свою продукцию или услуги, причем за такой ценой явно не стоят никакие экономические расчеты или обоснования, кроме откровенного желания продавца. Можно было бы привести множество примеров подобного поведения, они широко известны и нашли отражение даже в фольклоре, — вспомним, к примеру, историю продавца курицы, рассказанную в качестве эпиграфа к разделу о маркетинге.

Путь предпринимателя, объективные требования к его действиям со стороны заказчиков и партнеров, наконец, требования самого бизнеса рано или поздно помогают большинству предпринимателей преодолеть эти барьеры. Редко у кого из тех, кто в первый раз брал в руки оружие или садился за руль автомобиля. Не дрожали от волнения (и страха) конечности. То же происходит и с теми, кто впервые приближается к большим деньгам, которые таят в себе не меньшую внутреннюю мощь. Со временем это проходит и тревожные поначалу ситуации становятся рядовыми и привычными. Но проходит не всегда и не у всех. Поэтому особый интерес представляет рассмотрение предельных, в чем-то даже патологических вариантов отношений к деньгам в бизнесе, поскольку именно крайние варианты часто обнажают истинные причины и истоки множества гораздо более рядовых и повседневных проблем.

[ 2002 ]