С революцией «эры свободного предпринимательства»
качественные перемены в развитии бизнеса как вида деятельности получили
очевидное ускорение. Следующий коренной сдвиг, определяемый многими авторами
уже не только как очередная революционная перемена, но и как момент появления
самого бизнеса в его современной форме, произошел на рубеже XIX—XX вв.
Наступившие изменения относились одновременно к размерам и практике бизнеса, а
внешними признаками их стало появление больших торговых сетей и универмагов с
резко возросшим числом сотрудников, конвейера на сборочных производствах;
концентрация капитала и образование корпораций, доминирующих как на
национальных, так и на транснациональных рынках. Событие, которое в советских
учебниках было отмечено как «перерастание капитализма в последнюю, загнивающую
стадию — империализм», на деле оказалось переориентацией западного общества на
массовое производство и потребление.
Одним из наиболее знаменательных фактов этого
периода явилось то, что масштабы происходящих перемен породили неизвестные до
того сложности в организации и управлении бизнесом. Обстоятельство, на которое
следует особо обратить внимание в контексте последующего изложения: если до той
поры подавляющее большинство форм раннего бизнеса и предпринимательства несли
устойчивый отпечаток «семейного дела» и, независимо от масштабов, будь то
наследуемая семейная лавка или империя банкиров Ротшильдов, управлялись тесно
связанными между собой членами семейных или родственных кланов, то с
наступлением новой эпохи бизнес становится поистине массовой профессией.
Практика успешного управления очень скоро становится объектом самостоятельного
изучения, и появляется новая дисциплина — сначала прикладная, а затем все более
научная — теория управления, или менеджмент. В бизнесе же, соответственно,
появляется новая массовая категория людей — профессиональные управляющие,
менеджеры, которые могли действовать как в качестве владельцев предприятий, так
и на наемных должностях. По мнению ряда авторов, именно появление первых
пособий и учебных курсов по менеджменту (соответственно, в 1914 и 1916 гг.)
можно считать официальной датой рождения современного бизнеса.
Последующую эру в жизни бизнеса характеризует так
много новшеств и принципиальных качественных изменений, что едва ли не половину
из них то пылкие журналисты, то достаточно серьезные ученые также стремились
назвать революциями. Осознавая спорность подобных мнений, мы остановимся на
утверждении о том, что лишь после последней из рассмотренных нами «революций»
как раз и сложился бизнес в современном понимании этого слова, и именно эта
деятельность и этот социальный институт вместе с „его инновациями, традициями и
перспективами будет выступать главным предметом нашего последующего разговора.
|