Несмотря на нескончаемые, присутствующие в
современном контексте разговоров о бизнесе ассоциации его с мошенничеством.
моральной нечистоплотностью, рэкетом и коррупцией, примем на уровне
определения, что бизнесом в строгом смысле слова мы будем называть юридически
законную деятельность.
Серьезное исследование всегда требует отвлечения от
эмоций, хотя именно на уровне эмоций каждый случай нечистоплотности бизнеса
вызывает волну соответствующего отношения к нему. Проблема этики и законности в
бизнесе — вполне достойный предмет для самостоятельного анализа. Тем не менее
история бизнеса однозначно показывает, что одной из ведущих тенденций в этом
движении является возрастание строгости требований к этике отношений и к
законности проводимых операций. Это неудивительно, поскольку человеку, который
зарабатывает деньги, приобретает собственность и наращивает капитал, крайне
нежелательно оказаться перед угрозой моментальной потери всего этого.
Следование законам — одно из необходимых условий сведения к минимуму подобного
риска.
Данный критерий имеет и другую сторону. Критерии
законности и этичности во многом ситуативны и зависят как от общего социального
контекста, так и от сознательной политики государства. То, что еще несколько
лет назад называлось спекуляцией, или фарцовкой, и преследовалось Уголовным
кодексом, сегодня стало вполне легальными формами бизнеса.
С точки зрения психологии бизнеса, принципиальным
для нас является то. что каждый нормальный бизнесмен стремится быть
законопослушным в своей деятельности, как бы широко ни были распространены
обратные убеждения. Реальная же проблема состоит в том, что следование этому
стремлению может приходить в противоречие с требованием номер один —
ориентацией на получение прибыли. Разумеется, каждый бизнесмен решает эту
коллизию в рамках своих представлений о границах дозволенного и недозволенного.
Тем не менее в качестве общего и наиболее типичного варианта разрешения этого
противоречия приведем следующий пример.
В период
стажировки в США нам довелось по приглашению одного из владельцев вполне
среднего по американским меркам предприятия принять участие в двухдневной
сессии, на которой трое бизнесменов аналогичного масштаба, сложившись для
экономии средств, с пристрастием допрашивают нанятого на этот срок престижного
юриста на предмет расширения возможностей легальной минимизации налогов,
способов ухода из-под действия некоторых ограничивающих статей
регламентирующего бизнес законодательства и т. п. Это пример классического
подхода к решению «когнитивного диссонанса», возникающего на стыке требований
получения прибыли и следования нормам закона. Закон свят, и его нельзя
преступать, но все существующие возможности легальных действий для максимизации
прибыли должны быть использованы.
Такого рода юридическое соревнование между бизнесом
и государством, которое не ограничивается лишь поиском способов легального
«ухода» от налогов, но дополняется сложной системой лоббирования, противодействием
государственных и общественных институтов, таких, как общества защиты прав
потребителей или торгово-промышленные палаты, приводит в конечном счете к более
или менее оптимальному балансу сил, варианту «Общественного договора» между
бизнесом и обществом, выравнивающему давление противоречивых интересов. Причем
баланс этот никогда не закрепляется раз и навсегда, он устойчив лишь в силу
своей динамичности и способности к видоизменениям в зависимости от новых
требований жизни.
Вводимый критерий позволяет более четко обозначить
предмет нашего исследования, отграничив бизнес от различных форм того, что
называется «незаконным бизнесом» или «криминальным бизнесом». Бизнес — это
бизнес, а незаконный бизнес — это соответствующие преступления, обозначенные в
Уголовном кодексе. Соответственно, и речь здесь должна идти не о психологии
бизнеса, а о юридической или криминальной психологии. Это на первый взгляд
выглядит просто и логично — но первое же столкновение с российской реальностью
порождает серьезные проблемы, которые требуют отдельного обсуждения.
|