lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Встреча с "тенью". "Экзистенциальный вакуум"

При всех многочисленных трудностях, существующих у предпринимателей в отношениях с деньгами, они могут выглядеть как сущий пустяк по сравнению с некоторыми ситуациями, возникающими в тот момент, когда предприниматель, казалось бы, добивается своей цели и получает тот самый «миллион», то есть очень и очень большие деньги, о которых он мечтал изначально.

Оговоримся сразу, что значительная часть предпринимателей проходит через этот этап относительно безболезненно, поскольку весь предыдущий опыт выживания и продвижения к поставленной цели уже закалил их и позволил вполне объективно оценивать свои возможности и силу денег.

И, тем не менее, можно встретить случаи, возникающие, как правило, именно на гребне первых финансовых успехов, о которых сторонние наблюдатели, партнеры или сотрудники предпринимателя обычно говорят: «Человек испортился». В среде бизнеса для обозначения того же состояния чаще употребляется короткий и емкий термин «звездная болезнь».

Проявляется эта болезнь на удивление стандартно. «Заболевающий» ею человек становится невыносимо заносчив, не терпит ни малейших противоречий собственному мнению, с удовольствием при случае критикует окружающих, доказывая их полную несостоятельность, швыряет деньги налево и направо, стремясь произвести впечатление на других, часто делает нелепые, но вызывающе роскошные приобретения и т, д. и т. п. Так происходит до тех пор, пока сам он незаметно для себя не оказывается практически в полной изоляции, став невыносимым для других.

Парадоксально, что человек при этом вовсе не выглядит мрачным мизантропом, для которого характерны подобные формы поведения. Как раз наоборот — болеющие «звездной болезнью» зачастую очень живы. Улыбчивы, энергичны и при поверхностных контактах привлекают своей энергией и лучащимся оптимизмом. Свои «наезды» на окружающих они делают вовсе не со зла — это просто и естественно вырывается у них в какой-то момент, скорее на уровне любопытного изумления: «А это что еще за козявки?»

В литературе существует одно блестящее описание развития этого синдрома. К сожалению, это вовсе не психологическое исследование, а замечательный роман-сказка Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» (см. 61). Как известно, сюжет этой истории раскручивается вокруг событий, происходящих с героем после получения им волшебной палочки. Точнее, начинается он еще с мечты героя о волшебной палочке. Примечательно, что удовлетворение этой мечты становится возможным только при условии, что герой должен не думать о ней как о цели, а просто совершать необходимые ему дела. О том, что и как происходит с героем после того, как он становится обладателем заветной палочки, лучше еще раз прочитать у великолепного психолога Носова, получив при этом массу удовольствия. Отметим лишь, что канва этой истории почти стопроцентно отражает, за исключением лишь канонически положенного для детской литературы счастливого конца, обычное течение «звездной болезни». Все начинается с простейшей проверки неограниченности своих возможностей на примере давних детских неотреагированных желаний: мороженого — ящиками; машины — самой-самой; немедленного романтического путешествия и жадной беспрестанной смены впечатлений. Затем — вовсе не от злобности героя, а просто под влиянием сиюминутных импульсов или от недостатка времени, чтобы подумать над смыслом своих деяний,— встречающиеся на пути люди мимоходом превращаются в ослов, а ослы в людей, затем разрушается или игнорируется все, что пытается образумить героя или привести его в чувство, а, в конце концов, вокруг самого героя образуется настолько извращенная, перевернутая с ног на голову система человеческих отношений, что ему больше всего хочется как можно скорее убежать от нее подальше.

Деньги, подобно волшебной палочке, представляют собой такие же концентрированные возможности. По-видимому, возможности денег в сравнении с волшебной палочкой несколько более ограничены, но эти ограничения не столь велики, как хотелось бы полагать тем. кто на словах отказывается от желания обладания ими. Потому что здесь, как и во многих других ситуациях, связанных с острыми психологическими проблемами, надежнее полагаться на мнение тех, кто лично пережил опыт решения проблемы и знает о ней не понаслышке.

Обладание большими деньгами, подобно обладанию волшебной палочкой, прежде всего, проявляет свойства того человека, который ими распоряжается. Причем далеко не только те свойства, которые он знает в себе, но и те, о существовании которых он, возможно, и не подозревал. Используя терминологию К. Юнга, деньги, как и власть, способны проявить для человека его «тень», ту скрытую от осознания часть его личности, которая содержит все вытесняемые и не признаваемые им самим догадки о себе. Деньги не зря в течение веков ассоциировали со злом и влиянием сатанинских сил или дьявольским искушением. Деньги — действительно дьявольское порождение в том смысле, о котором Юнг говорил, что дьявол существует не вовне, но живет в природе человека и что это он сам, та его часть, которая скрыта в «тени» и проявляется только в экстремальных обстоятельствах. Обладание же деньгами может стать одним из таких экстремальных испытаний для человека.

Встреча со своей «тенью» всегда непроста и неприятна. Человек, который хочет объективно понимать себя, должен быть готов к осознанию и этой сферы своего Я. Но неподготовленность к этой встрече может стать по-настоящему опасной.

Читая сегодня в газетах многочисленные объявления, предлагающие быстрое и эффективное выведение из запоя, мы знаем, что в большинстве своем они обращены совсем не к людям, потерявшим работу, но к людям из среды бизнеса и предпринимательства, к тем, кто на фоне достигнутого ими благосостояния вдруг неожиданно для себя срывается в штопоры. И случаи эти, к сожалению, не единичны.

Еще в годы, предшествовавшие появлению «альтернативной экономики», знакомый коллега, работавший в суицидном отделении клиники неврозов, рассказал нам о характерном случае. На излечение к ним после неудавшейся попытки самоубийства поступил пациент, работавший заместителем директора крупного мебельного магазина. Нет необходимости напоминать, что в тот период всеобщего дефицита мебель была одним из вариантов золотого дна для тех, кто хотел и умел получить много денег. По прошествии некоторого срока, когда пациент начал приходить в себя после переживания своей неудачи, на очередном сеансе групповой работы он неожиданно решился рассказать о причинах, толкнувших его на столь крайний поступок. «Вы понимаете, — горячился он, — да нет, впрочем, вам невозможно этого понять. Понимаете, у меня было все, что я мог захотеть. Квартира — нет проблем. Обстановка — хоть та, хоть эта. Машина — любой марки. Девочки — выбирай на вкус. Все это было хорошо, пока вдруг, в какой-то момент, я не понял, что не знаю, чего я еще могу захотеть. Я не знал, чего мне еще хотеть! И вы не представляете, какая во всем этом была тоска. Я этого долго не мог выдержать —'и сделал то, что сделал...»

Состояние, описанное пациентом, хорошо знакомо психологам под именем «экзистенциальный вакуум». В жизни человека это состояние может переживаться с разной степенью интенсивности, от ощущения постоянной скуки до острого чувства «внутренней пустоты» или даже «переживания бездны», подобное тому, которое, собственно, и толкнуло нашего пациента на отчаянный шаг.

Анализируя корни развития этого состояния, Виктор Франкл, автор понятия «экзистенциальный вакуум», писал в этой связи: «Этиология экзистенциального вакуума представляется мне вытекающей из следующих фактов. Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам, никакие условности, ценности и традиции не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие» (87, с. 308).

И ощущение «пустоты», или «бездны», возникает как раз в тот момент, когда человек внезапно обнаруживает, что казавшаяся ему важной и ключевой цель достигнута, но нет не только ожидаемого удовлетворения, но, что гораздо страшнее, нет и его самого. Есть другие люди, точнее, их представление о должном, есть необходимая атрибутика успешного человека, но все это внезапно перестает представлять интерес (потому что уже в основном достигнуто и получено), а вокруг нет ничего интересного, привлекательного, того, что радовало бы сердце или звало бы вперед.

Несколько иной вариант развития той же проблемы описывает Э. Берн, приводя пример еще одной из складывающихся в разных культурах «игр» вокруг денежных отношений. «Игра» эта, которая получила название «Должник», разворачивается следующим образом.

Прообраз этого сценария, пишет Берн, можно наблюдать, например, в джунглях Африки, где родственники юноши покупают тому за огромную цену невесту, и он становится их должником на многие годы. Аналогичные ситуации характерны и для США, где вместо невесты чаще всего новобрачным покупается дом. Только здесь функцию родственников, предоставляющих необходимую сумму, может выполнять и банк.

«Таким образом, — пишет Берн, — и африканский юноша с болтающимся в ухе амулетом на счастье, и американский с каким-нибудь подобным амулетом, — оба молодых человека вдруг могут почувствовать, что в их жизни появилась цель. Цель, которая становится сценарием, планом на всю жизнь» (7, с. 63). Однако после того, как все долги выплачены, человек вдруг начинает ощущать, что в его жизни больше нет смысла, что он выполнил свое предназначение и для чего он живет дальше — не понятно никому. Депрессии, которые в массовом порядке возникают на этой стадии жизни, представляют собой серьезную, обсуждаемую обществом проблему, о которой социологи пишут, что общество должно предоставить таким людям новую цель. Злая ирония, которую Берн вкладывает в эту последнюю фразу, состоит в том, что ответственность за судьбу человека вновь возлагается на общество — то самое, которое когда-то взяло на себя ответственность поставить «за человека» и первую из целей, приведших его к кризису.

Тема ответственности, вновь всплывшая в нашем обсуждении. Появляется здесь не случайно. Как отмечают Д. Мак-Дэвид и Г. Хэрари, одна из возможностей, которые заключают в себе деньги, — это возможность обустраивать мир вокруг себя по своему усмотрению (137, с. 62). Это очень мощная, но и обоюдоострая возможность. И для того чтобы эффективно использовать ее. Человек должен отчетливо осознавать не только самого себя, но и окружающий социальный мир. И чувствовать всю меру своей ответственности за то и другое. Такое качество, хоть это и может показаться противоречащим обыденному мнению, в большой мере развито у многих состоявшихся бизнесменов.

[ 2002 ]