Если бы нас спросили: с чего начинались
бизнес-организации в России? — нам было бы нетрудно ответить. Они начинались с
того, что несколько друзей, родственников, хороших знакомых или соратников по
общему делу (спорт, стройотряды и т. д.) решались заняться бизнесом. В этой
книге нам уже не раз приходилось говорить о множественности мотивов, которые
приводят разных людей в бизнес. Здесь же нас интересует тот факт, что люди с
разной исходной мотивацией в какой-то момент оказываются вместе и в качестве
способа достижения своих персональных целей или реализации собственных мотивов
видят создание общего бизнеса.
Само по себе это явление достаточно закономерно,
особенно для России с ее «общинным» менталитетом. Большинство из тех, кто пришел в отечественный
бизнес на рубеже 80—90-х гг., действовали по логике «вдвоем веселей» и, начиная
совместное дело, совсем не задумывались о том, к каким последствиям это может
привести. Именно этот феномен и дал название данному этапу жизни организации в
бизнесе. Популярное русское слово «тусовка»
было особенно модно именно в этот период и как нельзя лучше отражало ключевые
особенности жизни организаций этого уровня.
Как правило, выбор предмета бизнеса в то время был
обусловлен либо профессиональной принадлежностью отцов-основателей
(программисты начинают собирать компьютеры), либо имеющимися связями
(внешторговские работники организуют экспортно-импортную фирму), либо общим
увлечением (друзья-походники встают во главе туристической компании). При этом,
разумеется, совершенно неосознанно для самих себя, группы
предпринимателей-энтузиастов исходили из двух аксиом.
О первой уже упоминалось в главе, посвященной
отношениям учредителей, когда говорилось о том, что большинство
бизнес-организаций начиналось с равных долей собственности, распределенных
между теми, кто стоял у истоков дела. Установка на приятельствование,
командность или общинность (пусть читатель сам выбирает понравившееся ему понятие),
а также определенный страх перед новым делом и стремление поровну разделить
риск способствовали выбору позиции «на равных» из всех других психологически
возможных вариантов.
Второе предположение также упоминалось в разговоре о
специалистах и менеджерах. Почему-то большинству людей, начинающих свой бизнес,
совершенно естественно считать, что, являясь профессиональными дизайнерами, они
смогут поставить на ноги рекламный бизнес: если много лет проработали
учителями, сумеют открыть частную школу, если были заняты в сфере
строительства. Вполне справятся с созданием строительной компании. Как
консультанты, мы, с одной стороны, не можем не понимать значения и роли
фантазии или мечты для создания своего дела, однако, с другой стороны, мы не
можем не видеть, что заблуждение квалифицированных специалистов относительно
того, что они смогут стать столь же эффективными предпринимателями, приводило
впоследствии многих к серьезным проблемам. Однако то, что опора на свою
профессию придавала и придает предпринимателям уверенность в их новом деле, на
психологическом уровне вполне понятно и совершенно оправданно.
|