Любая организация, прожив какое-то время, уже имеет
свою историю. Эта история может быть короткой или длинной, успешной или менее
удачной, но она, так или иначе, задает тот особый «образ жизни», или «уклад»,
который складывается в организации. Это традиции, нормы и правила
взаимодействия, которые в своем уникальном сочетании создают особый «дух» и
стиль жизни, характеризующий именно данную структуру. Сформированная организационная культура оказывает
сильное влияние на отдельных людей в организации и на организацию как целое,
выступая таким фактором, с которым нельзя не считаться и которое может быть
либо хорошим подспорьем в управлении организацией, либо сильным тормозом в ее
развитии. С последним часто приходится сталкиваться, когда сложившиеся в
компании отношения — например, между учредителями и наемными сотрудниками, не
позволяют построить эффективную систему управления бизнесом. «История,
представленная в настоящем» — так определяет организационную или корпоративную
культуру Барри Феган (142. с. 3).
Организационная культура — самая «психологическая»
часть нашего «веретена», потому что описываемые ею феномены традиционно
относятся к области психологии организаций. Как видно из анализа разных
исследовательских подходов, даже в определении самого понятия «организационная
культура» сквозит тот знакомый психологам «образ мира», который строится на
основе неких базовых, не поддающихся формулировке и безоговорочно принимаемых
членами организации предположений. Корпоративная культура живет в единой
символике, посредством которой передаются ценностные ориентации, негласные
правила поведения, представления о «принятом» и «непринятом» образе действий,
разделяемые сотрудниками нормы, ценности, убеждения и ожидания, лежащие в
основе построения отношений и взаимодействий как внутри организации. Так и за
ее пределами.
Приведем одно из определений организационной
культуры, которое дает в пособии для руководителей и менеджеров «Развивая
культуру вашей компании» Б. Феган. Автор считает, что «культура — это то, что
люди делают, и то, что их действия значат для них самих. Культура — это идеи,
интересы, ценности и установки, разделяемые группой. Сюда входят опыт, навыки,
традиции, процессы коммуникации и принятия решений, мифы, страхи, надежды,
устремления и ожидания, реально испытанные вами или вашими сотрудниками. Ваша
организационная культура — это то, как люди относятся к хорошо сделанной
работе, а также и то, что позволяет оборудованию и персоналу работать
гармонично вместе. Это клей, который держит, это масло, которое смягчает». И
далее: «Организационная культура вашей компании — это внутренняя модель того,
как люди делают дела, во что они верят, что поощряется и что ведет к
наказаниям. Это то, почему люди занимаются различной работой в рамках компании.
Это то, как одни части компании видят другие ее части и какие формы поведения
выбирает для себя каждое из подразделений в результате этого видения. Она
проявляет себя открыто в шутках или шаржах на стенах, либо держится «взаперти»
и предъявляется только своим. Это то, о чем знают все, за исключением,
возможно, лишь руководителя», — пишет исследователь (142. с. 3).
Несмотря на различие конкретных формулировок, в
разговоре о корпоративной или организационной культуре авторы лишь так или
иначе переставляют акценты, оставаясь в рамках одной и той же
феноменологической реальности, которая, повторимся еще раз. Задает тон жизни
всей организации и поведению ее сотрудников. Эту реальность американский
исследователь и консультант П. Вейл назвал «уникальной общей психологией»
организации (цит. по 44 с. 3). «Корпоративные культуры отличаются как отпечатки
пальцев. —Пишет Б. Феган.—Люди в компании «Хьюлетт-Паккард» имеют совершенно
четкое понимание того, что понимается под выражением: «Это путь
«Хьюлетт-Паккарда». Люди, работающие в Банке Америки, знают, что имеется в
виду, когда кто-либо говорит: «Мы в Банке Америки этого не делаем» (142, с. 3).
Приведем
пример одной из торговых организаций, с которой нам довелось работать. Эту
компанию создали друзья детства, которые вместе занимались спортом. Свое
увлечение они пронесли через всю жизнь и, перестав с возрастом заниматься
спортом сами, стали тренировать детей, будучи при этом студентами технических
вузов и, позднее, инженерами. Однако в какой-то момент они, как и многие другие
в те годы, решили заняться собственным бизнесом. Имея к тому времени опыт
работы в аналогичной коммерческой структуре, они очень быстро развернули свое
дело и буквально за несколько месяцев сумели достичь существенных показателей.
Их спортивный стиль и азарт сыграли в этом не последнюю роль.
На основе
таких успехов компания, естественно, стала расширяться. Кем же были те новые
сотрудники, которых приглашали отцы-создатели? Конечно же тоже спортсменами.
Это были либо друзья детства, либо череда учеников, которые всей душой любили
своих тренеров и так же самоотверженно трудились в компании, как когда-то
занимались спортом. Именно спортсмены составили костяк этой организации, где
люди другого склада очень плохо приживались и где во всем царил дух
соревновательности.
Апофеозом
выражения духа корпоративной культуры этой компании стал, к примеру, такой
случай. Он возник в связи с установлением в Парке имени Горького в Москве
аттракциона, называемого в народе «тарзанкой», где требовалось прыгать вниз
головой с неимоверной высоты, привязавшись за ноги не совсем убедительной
веревкой. В один прекрасный день руководитель фирмы, сам отчаянный авантюрист и
человек весьма рисковый, объявил, что в субботу ожидает всех сотрудников у
этого аттракциона и будет лично присутствовать при том, как они пройдут это
испытание. Те же, кто не хочет или не может этого сделать, могут с понедельника
не выходить на работу...
Таким образом, объединяя весь «психологический»
базис жизни организации как группы, организационная культура становится той
реальной психологией организации, которая несет в себе уникальные черты именно
данной структуры. Как пишет А. И. Кузьмин, «с некоторым допущением здесь можно
провести аналогию между отдельным человеком и группой (сообществом) людей.
Каждый человек имеет уникальные личностные свойства и характеристики. Личность
человека формируется на основе природных данных в силу его включенности в
социальное окружение. Аналогично — во времени и в социальном окружении — формируется
«личность» группы людей (организации, корпорации) или групповая
(организационная, корпоративная) культура» (44, с. 2).
Однако, считает автор, «и личность человека, и
организационная культура есть предметы неосязаемые и не поддающиеся
непосредственному наблюдению, измерению. Можно говорить об отдельных
характеристиках или проявлениях личности человека или организационной культуры.
При этом влияние личности человека на его поведение и развитие, так же как и
влияние организационной культуры на «поведение» и развитие организации, очень
существенно» (там же).
Итак, мы выяснили, что организационная культура
имеет принципиальное значение для понимания любой организации. Именно этим
объясняется тот факт, что диагностическая работа консультанта всегда включает в
себя моменты изучения истории и пути развития компании, прослеживание того, как
зарождалась и вызревала система отношений между людьми, как встраивались в организацию
новые люди и что они привносили с собой. Очень важно бывает понять, как
складывались и складываются отношения между разными подразделениями компании,
между «деньгоприносящими» и инфраструктурными звеньями, между руководителями и
подчиненными. Важно получить ответ и на вопрос о «своих» и «чужих» в компании,
об отношениях между разными поколениями сотрудников, о том. Как воспринимают
вновь приходящих. И конечно, нельзя упускать из виду, что основу
организационной культуры любой компании закладывают ее основатели, которые
своим мировоззрением, а также своей философией в жизни и бизнесе определяют
будущие ключевые моменты организационной культуры.
Однако на то, как складывается организационная
культура, оказывают влияние и другие факторы. По мнению одного из
основоположников разработки темы организационной культуры Эдгара Шайна (145,
146), среди них особое значение имеют две группы трудностей. С которыми
сталкивается любая организация: это трудности внешней адаптации и трудности
внутренней интеграции. Трудности внешней адаптации — это все то. Что связано с
выживанием организации во внешнем мире (для бизнес-организации — это рынок, в
котором надо найти свою нишу, занять определенную позицию в конкурентной
борьбе, построить отношения с клиентами, партнерами, поставщиками и т. д.). В
том случае, когда организации удается выжить на рынке, она становится способной
сформулировать свою миссию, достичь согласия по целям и средствам их
достижения, задать критерии оценки результатов работы и уметь скорректировать действия
людей или направления развития, которые не привели к достижению целей.
Под внутренней интеграцией Э. Шайн понимает
формирование единого коллектива сотрудников. Для этого людям необходимо
получить опыт совместного решения проблем, разрешения конфликтов, увидеть
различия способов и стилей работы, понять специфику подходов и позиций.
Результатом такого опыта может стать формирование общего языка и способов
коммуникаций, определение границ отдельных групп и критериев членства в них,
фиксация правил и механизмов приобретения власти и статуса, определение норм
межличностных отношений, санкций за невыполнение работ, формулирование важных
для организации моментов ее идеологии и философии.
Такого рода результаты внешней и внутренней
интеграции фиксируются в «рабочих книгах сотрудников» многих компаний. В тех же
бизнес-организациях, которые еще не имеют осознанных и разделяемых «правил
поведения», руководители и сотрудники часто жалуются на отсутствие единого поля
норм и границ дозволенного и недозволенного в компании. Поэтому создание и
осознание элементов внутренней интеграции — серьезная задача, встающая перед
организацией на определенном этапе ее развития, в ее решении могут существенно
помочь психологи, менеджеры по персоналу и консультанты.
Организационная культура, безусловно, самый
консервативный элемент организационной жизни, который наиболее активно
сопротивляется любым нововведениям. Но без сдвигов в этой сфере любые
замечательные идеи перестроек, изменений и реструктуризации в организации
невозможны.
В одном из
выпусков журнала «Эксперт» руководитель крупного приватизированного предприятия
вспоминал, что их подготовка к крупномасштабным изменениям производства и
управления началась с регулярного размещения в соответствующих местах...
туалетной бумаги. Ее каждодневно вывешивали, и к вечеру она так же регулярно
исчезала. Наутро она снова появлялась и снова исчезала. Так продолжаюсь почти
полгода. Затем хищения стали сходить на нет и прекратились вовсе. «В этот
момент я понял, — говорил директор предприятия, — что наступила пора
действовать масштабно. Люди уже готовы к неизбежности перемен». Так изменение
маленького элемента организационной культуре послужило точкой опоры для начала
реализации программы серьезных действий.
Подводя итоги разговору об организационной культуре,
следует подчеркнуть, что именно с изменений в организационной культуре должны
начинаться любые организационные изменения. В противном случае будет иметь
место ситуация формально разработанных планов и программ развития, которые не
найдут опоры в изменении установок, позиций и поведения людей. Поэтому не
случайно в модели «веретена» организационного развития оппозицию
организационной культуре составляют организационные изменения. Силу и точность
которых надо очень точно соизмерять, чтобы организация в бизнесе не потеряла
своей устойчивости.
|