Разработка стратегии организации (подразделения,
проекта) требует сопоставления трех ключевых элементов: собственных идей и
желаний менеджера, возможностей рынка и ресурсов организации.
Апробированные в этом «треугольнике" идеи превращаются
в набор стратегических целей, которые должны быть расставлены по приоритетам и
сопряжены в единую систему.
Система стратегических целей подкрепляется
программами действий по достижению каждой из них.
Но и это еще не все. Ни в коем случае нельзя
забывать и о том, что эту работу должны проделать все учредители или ведущие
менеджеры компании. В противном случае высока вероятность того, что
предложенная кем-то одним основа для дальнейшей разработки стратегии развития
(чье-то персональное «хочу») просто не будет принято партнерами. В хорошем
варианте развития событий такое непринятие может быть заявлено открыто, и тогда
появится возможность работать на согласование интересов. Однако в российском
бизнесе часто бывает и так, что открыто возразить лидеру никто не решится, но
возникнут различные формы саботажа или, корректнее, психологического
сопротивления, которое не позволит реализовать намеченное. Иллюстрацией
последнего может служить случай с одной бизнес-компанией, где авторам пришлось
столкнуться с подобной ситуацией в ее ярчайшем выражении.
Небольшая
торговая фирма, занимавшаяся продажей мебели. Довольно успешно развивалась до
определенного момента. Когда же объемы продаж стабилизировались, руководитель
задался целью найти способы их повышения. Будучи держателем основной доли в
размере более 60 %, он был уверен, что его соучредители, жена и еще один
партнер, не будут препятствовать в осуществлении его замыслов. Поэтому он
пригласил консультантов для проведения необходимых организационных изменений в
компании без учета позиции партнеров по этому поводу. Консультанты предупредили
«хозяина», что такое решение почти наверняка будет иметь резко негативные
последствия. К сожалению, так и оказалось. В то время когда часть работы по
стратегии была уже проделана, жена владельца, возмутившись тем, что с ней не
посчитались, начала тормозить работу по перестройке работы финансовой службы, а
затем и вовсе отказалась следовать определенным мужем приоритетам.
Поэтому уже на уровне простых мечтаний бывает крайне
полезно для устойчивости организации согласовать позиции тех людей. От которых
зависит принятие стратегических решений. Однако работа эта небыстрая. Так, в
одной фирме только на согласование «хочу» членов управленческой команды ушло
более 3 месяцев. Потому что они с большим трудом продвигались от исходного
списка 98 своих желаний, практически каждое из которых кто-либо считал
приоритетным, к сведению их хотя бы до трех общих приоритетов.
|