Прежде чем говорить о стратегии как факторе
организационной устойчивости, попробуем
разобраться с самим этим понятием.
Стратегия
в организационном развитии понимается, согласно определению А. И. Кузьмина,
директора компании «Процесс Консалтинг», как «составная часть искусства
управления, представляющая его высшую область...», которая «...охватывает
вопросы теории и практики определения направлений развития организации и
осуществления долгосрочных планов, позволяющих реализовать миссию (основное
предназначение) организации» (45. с. 1). При этом, когда идет речь о стратегии
организации, всегда имеется в виду принятие решений, которые могут существенно
повлиять на то, как будет жить и развиваться организация в обозначенной
временной перспективе — долгосрочной, среднесрочной или краткосрочной.
Очевидно, что сама стратегия впрямую относится к
сфере управления организацией, а выработка ее становится одной из важнейших
сторон управленческой деятельности. Субъектами же этой деятельности, если
говорить об организации в бизнесе, становятся учредители и менеджеры компаний,
которые полномочны принимать соответствующие стратегические решения.
В реальности, однако, довольно часто приходится
сталкиваться с ситуациями, когда на вопрос о наличии стратегии развития
консультанты получают ответ, что никакой стратегии у фирмы нет, потому что «у
нас все очень быстро меняется». Но это правда только отчасти.
Действительно, в сегодняшнем российском бизнесе,
особенно небольшого или среднего масштаба, довольно редко можно найти
прописанные варианты стратегии и стратегических целей, а еще реже приходится
встречаться со случаями известности стратегии развития персоналу компаний. Тем
не менее, в осознанном или неосознанном виде представление о перспективах
развития, как правило, есть у первых лиц бизнес-организаций, однако
эксплицировать свои идеи им не всегда удается. В отличие от российских западные
руководители, занимаясь стратегическим планированием. Стремятся как можно
точнее спрогнозировать будущее своей организации. При этом характерно следующее:
если для западного планирования обычным является построение стратегических
планов на пяти-, десяти-, пятнадцати и двадцатипятилетнюю перспективу (не
говоря уже о некоторых японских концернах, которые разрабатывают долгосрочные
стратегические планы на двести и даже на шестьсот лет), то в отечественном
бизнесе сегодня с трудом удается уговорить руководителя проработать стратегию
на ближайшие год или три.
В чем же трудность? Авторам представляется, что
здесь, конечно, имеют значение многие факторы, среди которых — высокий динамизм
изменений политической и экономической ситуации в стране и связанная с этим
неопределенность, затрудняющая какой-либо прогноз развития; здесь и
недостаточный опыт ведения бизнеса, и. разумеется, дефицит управленческих
навыков. Лишь малая часть сегодняшних предпринимателей и менеджеров имела
реальный опыт руководства людьми и организациями до того, как они пришли в
бизнес. Но наряду с этим не менее принципиальным, по нашему мнению, является и
внутреннее сопротивление любому целеполаганию, за которым должна последовать
ответственность за принятые решения и намеченные перспективы. Российский
менталитет оценивает это как фактор ограничения потенциальных возможностей и
сужения поля перспектив. Поэтому часто предприниматели предпочитают вообще
никак не определять направления развития своего дела и своей организации, чтобы
«не сковывать себя» и иметь возможность свободного реагирования на изменения
ситуации.
Понятно, что страх плана как некой догмы все еще
довлеет над нашим сознанием, однако отрадно, что все больше и больше
предпринимателей, бизнесменов и менеджеров начинают понимать: им не обойтись
без плана, чем бы они ни занимались. Даже «если первый план провалится — не
беда. Замените его другим». — Советует мудрый Н. Хилл (94, с. 60). Ведь с
ростом бизнеса и организации планирование и разработка стратегии развития
способствуют концентрации организационных ресурсов в нужном направлении и
мотивации людей к достижению требуемых целей. Как сказал один из наших недавних
клиентов, директор производственной компании: «Нужно ставить себе цели, от
этого исходит все».
А для того чтобы эти цели поставить, требуется
провести работу по стратегическому планированию, которая, по нашему опыту.
Должна включать три разных и очень непростых этапа.
|