Согласно Л. Константину, организацию, построенную по
принципам «открытой» модели, символом которой выступает круг, в истории ему
удалось найти в образе классического английского парламента.
Круг отражает основные характеристики такого типа
устройства организации и иллюстрирует главное свойство «открытой» модели —
совместность и психологическое партнерство людей. Эта совместность выражается
прежде всего в выработке решений, которые обсуждаются всеми сотрудниками и
принимаются на основе консенсуса. Все участники полноценно и равноправно
обсуждают возможные варианты и принимают взвешенное решение благодаря
одинаковому праву на получение всей необходимой для этого информации, полностью
открытой для всех. Формой подобного рода работы выступает «круглый стол», за
которым участники дискуссии в процессе реального обмена информацией и
определения позиций приходят к определенному результату. Таким образом,
основным способом работы такой структуры является разговор «равных с равными».
Психологически интересна при этом позиция лидера «открытой»
организации. Задачей его в работе с сотрудниками является создание условий для
свободного обмена мнениями, организация процесса обсуждения и получение
устраивающего всех результата. В этом смысле позиционно лидер выступает
«фасилитатором» или «модератором», который лишь задает форму разговора и
направляет его в нужное русло, оставаясь в содержательном плане одним из
участников процесса. Понятно, что такой стиль лидерства предполагает наличие
навыков работы с группой, хороших коммуникативных способностей и, что самое
главное, умения точно выдерживать свою ролевую позицию.
Что касается персонала «открытой» организации, то
здесь хорошо себя чувствуют люди, для которых предпочтительна и комфортна
позиция на равных. Такие люди ждут уважительного отношения к себе и сами в свою
очередь так же относятся к партнерам по работе. Готовность проявлять инициативу
и брать на себя ответственность напрямую связана с тем, что сотрудники
чувствуют свою причастность к происходящему в организации и могут в полной мере
реализовать собственный потенциал. Корпоративная культура при этом держится на
идее «наша компания» и способствует формированию чувства «мы».
Построенная по принципу «открытой» модели
организация достаточно демократична и способна к изменениям. В этом отношении
она ближе к «случайной» модели, хотя, безусловно, не дотягивает до нее: если
«случайная» организация фактически находится в постоянном процессе
трансформаций, то организация «открытого» типа при необходимости легко может
быть изменена.
Тем не менее, и у такой столь привлекательной с виду
организационной модели есть своя ахиллесова пята. Главное, что заставляет
всерьез задуматься о применимости данной модели в ее чистом варианте для
бизнеса, — это колоссальные потери времени, которыми сопровождается любой
процесс принятия решений, построенный по описанному типу. Действительно, если
каждый из членов организации будет высказывать свое мнение и каждая позиция
будет обсуждаться по-настоящему, то предсказать, когда же люди смогут достичь
консенсуса, не возьмется никто. Однако всем известно, что временной ресурс —
один из главных ресурсов организации в бизнесе, который уже в наши дни даже при
недостаточно развитом российском рынке часто оказывается более приоритетным.
Чем финансовые, кадровые и другие ресурсы.
МОДЕЛЬ «СИНХРОННОЙ» ОРГАНИЗАЦИИ
Модель «синхронной» организации в истории Л.
Константин встретил при анализе религиозных сект, партий и разного рода
идеологических объединений. Увидев во всех этих случаях нечто общее, независимо
от идеологической подкладки, он предложил в качестве символа организации этого
типа параллельные стрелки.
Главным стержнем, вокруг которого выстраивается
«синхронная» организация, выступает фигура лидера. Лидером такой структуры
становится обычно человек харизматического склада, своей силой и энергией
привлекающий к себе других людей и способный вдохновить их на достижение
поставленной им цели. Основным механизмом управления здесь становится мотивация
сотрудников и увязывание их персональных интересов с интересами дела.
Вся организационная структура выстраивается в
соответствии с поставленной целью. Целые подразделения и отдельные люди
получают свое место в общем движении и осознают свою роль в достижении общего
результата. По определенности и ясности позиций «синхронная» модель близка к
модели «закрытой», но в отличие от нее акцент здесь делается не на страхе
наказания («Если не выполните поручение, будет то-то и то-то...»), а на
позитивной мотивации совместного достижения желаемого результата.
Чтобы достичь этого, на начальных этапах создания
организации лидером проводится серьезная работа по «заражению» своей идеей,
разъяснению и согласованию направления выбранного движения с основными
участниками. Главная задача руководителя при этом — найти в людях точки опоры,
дав им четкое видение перспективы.
Говоря о сотрудниках такой организации, стоит иметь
в виду, что психологически это должны быть люди. Готовые к самостоятельной
работе в рамках поставленной цели. В первую очередь это, конечно, касается
менеджеров и руководителей, но не менее важно и для исполнительского звена.
Самостоятельность и ответственность — вот основные психологические свойства,
требуемые «синхронной» моделью.
И в том случае, если руководителю удается нацелить
людей и расставить их по местам, жизнь подобной организации начинает напоминать
течение реки: все движутся в одном направлении, навстречу намеченному
результату. При этом в самом движении достаточно автономно существуют разные
отделы и специалисты. Как параллельные стрелки на символе Л. Константина.
Естественно, и у «синхронной» модели есть свои
уязвимые места. Главное из них — ее достаточно ригидный характер и невысокая
способность к организационным изменениям. Особенно остро эти свойства проявляют
себя. Если поставленная цель оказывается достигнутой или в какой-то момент
обнаруживается ее неадекватность. И в том и в другом случае изменить «течение
реки» оказывается чрезвычайно непросто. Для этого надо начинать сначала всю
работу по формулировке цели лидером, привлечению людей, их позиционированию и
т. д. А на это требуются время и силы.
Видимо, поэтому, по мнению Л. Константина, ему не
удалось найти «синхронную» модель организации в американском бизнесе. Что же
касается российской действительности, то здесь, как представляется авторам,
имеются серьезные предпосылки для того, чтобы такого рода модель могла
прижиться в существующей ситуации. Ведь следование за харизматическим лидером
было и остается по сей день в российской истории привычкой и потребностью для
многих людей; такой образ жизни вполне соответствует отечественному
менталитету.
Трудность же внедрения организационной модели
«синхронного» типа в российском бизнесе состоит в том, что готовность взять на
себя ответственность и получить требуемый результат в нашем менталитете
зачастую уступает место тенденции избегания всякой ответственности и внешнему
локусу контроля.
|