Как бы ясно ни понимал руководитель возможности и
направления развития своего бизнеса, как бы ни были точно определены Цели и
задачи для людей и подразделений, как бы правильно ли сформулировал он пункты и
ни задал сроки программы действий, в конечном счете, вопрос о достижении и
качестве результата все равно упирается в людей — тех менеджеров и рядовых
сотрудников, которые возьмут на себя роль исполнителей этих дел.
Можно
вспомнить множество ситуаций, в которых благие намерения руководителей
заканчивались столкновением с этой проблемой. Так, в одной из торговых фирм
руководитель с возмущением рассказывал о безобразном, с его точки зрения,
поведении nepcoналa: люди, несмотря на прямые и
неоднократные указания руководства, разговаривали с клиентами по телефону с
ленцой и свысока, не спешили поднимать трубку, неделями затягивали выполнение
простых поручений и, что уж совсем добило руководителя, развели в офисе столько
мусора, что он стал похож на загаженное кафе. «Неужели это так трудно, — кипел
руководитель, — не бросать бумагу мимо урны или убирать с чайного стола немытые
чашки, не дожидаясь, пока вечером придет уборщица. Ведь у себя дома они так не
делают!»
Но в том-то и дело, что создать у наемных работников
отношение к окружающим стенам и делу, которое там делается, как к собственному
дому и собственному делу — это отдельная и вполне самостоятельная задача
бизнесмена и менеджера. Эта задача не решается сама собой. Невелик эффект и от
негативных эмоций руководителя, угроз и криков, штрафных санкций и тому
подобных методов давления. Не всегда легко отличить создаваемую видимость
работы от реального дела, а у человека, работающего под давлением, нет особых
стимулов проявлять свои лучшие качества.
Но и стимулы стимулам рознь. «У меня нет проблем с
персоналом. — Заявлял нам как-то один из руководителей крупной холдинговой
структуры. — Я плачу им такую высокую зарплату, которой больше нигде нет».
Сегодня этот некогда именитый холдинг практически незаметен на горизонте, и при
всем желании никак нельзя сказать, что руководитель вместе со своими дорогими
сотрудниками совершил рывок вперед, использовав множественные ресурсы своей
организации.
Действительно, заработная плата — важнейший стимул и
мотив для многих работников во всех странах мира. Это подтверждают и данные
социологического исследования ценностей, приведенные в этой главе. Но из того,
что зарплата — сильнейший стимул, далеко не следует, что это стимул
единственный. И, кроме того, этот стимул не работает простым механическим
образом: чем выше зарплата — тем выше автоматически становится интерес к
работе, чувство ответственности и прочее.
Разнообразные исследования уже давно установили, что
заработная плата проявляет свою стимулирующую роль только в относительно узком
диапазоне роста. Плохо, когда она мала. Но, достигая определенной величины, она
не просто перестает действовать позитивно — даже наоборот, может привести к
снижению активности работника. Обнаружить эту самую «дельту», в пределах
которой зарплата действительно работает как стимулирующий механизм, прямая
задача каждого менеджера.
Но люди, приходящие работать на фирму, имеют и
множество других мотивов. Даже не увлекаясь глубинами психологии, легко
перечислить наиболее важные их разновидности. Кто-то может быть ориентирован на
стабильность, и для него будут в первую очередь важны факторы,
свидетельствующие о том, что эта организация создана всерьез и надолго. Для
кого-то очень важны мотивы обучения и приобретения нового опыта. Этот мотив
ярко выражен у тех, например, кто идет работать в западные компании, понимая,
что приобретенный здесь опыт позже будет иметь большую рыночную стоимость и
даст широкий выбор интересных и перспективных возможностей. Кто-то ориентирован
на статус и возможность должностного роста и готов переходить с места на место
даже с потерей зарплаты, если ему в новой компании предлагают более высокую
должность. Кто-то, — как правило, это очень квалифицированные специалисты —
сильно мотивирован еще и содержанием работы и. невзирая ни на какие деньги или
статусы. Не сможет усидеть на своем рабочем месте, если работа станет
бессодержательной. Кому-то важен комфорт, и при выборе места работы они
тщательно присматриваются к тому. Как далеко и долго им придется добираться до
нового рабочего места, как отлажена там система питания, какие отпуска
предоставляет фирма, существует ли там «социальный пакет» льгот (страховки,
компенсации, пособия и т.п.) и что именно он включает в себя. Многие высоко
ценят сложившиеся отношения и людей, с которыми им приходится работать вместе,
и готовы пожертвовать другими мотивами, лишь бы не терять привычный круг
общения...
Этот перечень легко продолжить. Но и его вполне
достаточно, чтобы обрисовать встающую перед руководителем трудную задачу. Мало
того, что все эти виды мотивации с той или иной силой представлены практически
в каждом работающем человеке. И самому человеку зачастую не просто разобраться
в приоритетах собственных мотивов. Работа очень интересная, но вот беда,
платить за нее собираются мало и ездить придется далеко. Зарплата высокая — но
люди там мне не нравятся, да и фирма занимается слишком рискованными делами.
Здесь можно учиться, но надежды на статусный рост появятся только через
несколько лет, а так долго ждать невозможно...
Руководителю же, для того чтобы достичь желаемого
эффекта, необходимо максимально полно задействовать все возможные мотивы людей,
предоставив каждому в первую очередь то, что важно для него, да еще и учитывая,
что со временем весь этот калейдоскоп мотивов может измениться, и тогда всю
систему мотивации нужно будет перекраивать.
Приведем несколько примеров из наших рабочих
отчетов, которые впрямую касаются сложных проблем этой динамики.
«Проведенный
анализ показал, что мотивация к работе у сотрудников организации в целом
находится в достаточно плачевном состоянии, и ожидать от людей сверхотдачи или
высокого качества исполнения во многих случаях не приходится.
Основное
впечатление от бесед с персоналом — это «отбитые руки», нежелание проявлять
инициативу за узкими рамками определившихся зон ответственности, мотивированность
страхом при почти полном отсутствии подкреплений за достижения».
«Из известного
набора рабочих мотиваций в компании безусловно доминируют два: это мотивация
стабильностью и социальными благами — для основного большинства сотрудников и
«мотивация достижений» (карьерные амбиции) и денежная мотивация — для другой,
меньшей части.
Примечательно,
что система льгот в компании развита настолько сильно, что у части сотрудников
вызывает уже обратный эффект — чувство неловкости и реакции типа «лучше бы нам
платили премии в зависимости от доходов». Хорошая установка руководства
компании на заботу о людях сегодня становится одним из тормозов развития,
превращаясь из стимула активности (как это было в начале) в фактор подкрепления
иждивенческих тенденций».
Разумеется, «взвешивание» мотивов и поиск
оптимальной системы управления персоналом, в которой каждый сотрудник достигал
бы своих целей в той мере, в какой организация решает свои задачи развития,— не
самая простая работа. Она требует, чтобы кто-то в организации — если не сам
руководитель, то его служба персонала — вел систематический анализ мотивации
сотрудников. Но если это делает руководитель, то ему за многообразием
человеческих устремлений и требований, за пониманием забот людей важно не
забывать и целей своего бизнеса. О том, что это иногда происходит,
свидетельствует выдержка из еще одного отчета.
«Представляется,
что ключевой проблемой работы с персоналом компании на данном этапе ее развития
может быть решение вопроса «кто для кого?»: люди для организации или
организация для людей? В ходе консультационного семинара неоднократно возникали
моменты, когда часть ведущих сотрудников недвусмысленно заявляла приоритет
второй позиции. Было заметно также, что руководитель компании в значительной
мере поддается этим мнениям и следует в направлении оказываемого давления, хотя
это уже начинает вступать в противоречие с провозглашаемыми им задачами
развития и требованиями развиваемого бизнеса. И хотя не вызывает сомнений, что
индивидуальные интересы и ценности сотрудников должны быть максимально полно
учтены и интегрированы с интересами и ценностями организации,
представляется, что компании не следует повторять ошибок псевдодемократического
развития ситуации в России в целом».
Следует иметь в виду, что работа над интеграцией
мотивации сотрудников не может быть решена сугубо психологическими средствами и
методами. Эти методы дают устойчивый результат только в части диагностики
мотивов. Реальный же результат может быть получен только за счет одновременной
опоры на продуманные методы отбора и служебного роста сотрудников, разработку
систем мотивации, включающих в себя как методы оплаты труда, так и
многочисленные «нематериальные» виды поощрения, привлечение возможностей многих
современных методов управления — например, системы управления по результатам. В
итоге же руководитель может получить вместо калейдоскопа разбросанных и
противоречащих друг другу мотивов и интересов нечто подобное тому, что
происходит с металлическими опилками в силовом поле магнита. Магнитными линиями
при этом должны выступать стратегические цели развития бизнеса.
|