lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

И другие эффекты отношений...

Практически невозможно перечислить множество других социально-психологических закономерностей и явлений, которые в той или иной мере могут влиять на особенности взаимодействий между людьми, характер складывающихся между ними отношений, их поведение на рабочем месте. Здесь следует принимать во внимание буквально все — от факторов организации пространства до глубинных мотивов каждого отдельного сотрудника. Нам доводилось встречаться с конфликтами, которые возникали из-за простой нехватки в организации нескольких стульев или писчей бумаги, из-за того, что люди месяцами были вынуждены работать, сидя практически лицом друг к другу. Спады или подъемы активности могут зависеть от манеры общения и стиля делового костюма, эффективность совещания — от формы рабочего стола руководителя, готовность принять его распоряжения — от места, в котором оно было отдано, и т.п. К примеру, Энтони Атос приводит целый список подобных простейших факторов, которые почти автоматически определяют оценку людьми социальных ситуаций, своего положения или положения других людей, мотивацию достижения и тому подобные вещи. Так, оказывается, что:

большее считается лучшим, чем меньшее (здание, офис, кабинет. Автомобиль, телевизор, драгоценность и др.);

отдельное лучше, чем общее:

расположенное выше лучше, чем расположенное ниже:

• находящееся ближе лучше, чем находящееся дальше;

дорогое лучше, чем дешевое;

• чистое лучше, чем грязное;

уникальное лучше, чем типовое;

красивое лучше, чем уродливое;

• очень старое или очень новое лучше, чем недавнее (см. 109). При всей примитивности этого списка, по его прочтении становятся понятнее ситуации, когда один менеджер, имеющий чуть более высокий статус, систематически «крадет» у другого доставшееся тому большое кресло; когда предоставление кому-то отдельного помещения для работы читается остальными как признак особого благоволения; когда начальство автоматически стремится занять более высокие этажи в многоуровневых помещениях, и т. д. и т. д. И нарушение этих канонов непременно будет вызывать те или иные нарушения в сложившихся отношениях.

Примечательно, что при встрече с профессиональными западными менеджерами многие из них поражали нас глубоким знанием не социальной психологии как таковой, а именно таких вот простых и действенных эффектов, имеющих практическое значение для их повседневной работы. И не просто знали, но и умели эффективно использовать, обходить острые углы, указывать другим на опасности, если в принимаемых теми решениях не учитывалась возможность влияния таких факторов. И каждый раз за этим стояла не просто практика, но активное стремление постоянно соединять практику с обучением, искать знание, объясняющее опыт, и развивать это знание, пригодное для развития опыта, новых проб, новых действий, новых достижений. По-видимому, такое же понимание со временем неизбежно придет и к активно растущим российским профессионалам в управлении бизнесом. И социальной психологии нужно быть готовой к ответу на этот запрос.

[ 2002 ]