К эффектам, возникающим при увеличении числа
работающих сотрудников, тесно примыкают еще несколько важных
социально-психологических закономерностей, каждая из которых по-своему
разворачивает эту тему. И наиболее значимая из них — это экспериментально
установленный в социальной психологии «Loaffing effect», «эффект бездельника» (см. 137).
Несмотря на свое название, «эффект бездельника» не
имеет прямого отношения к психологическим свойствам конкретного человека,
приходящего на работу. Вы можете сколь угодно тщательно организовать отбор и
прием людей, но даже если вы отберете самых работящих, ответственных и
добросовестно относящихся к делу людей, «эффект бездельника» все равно даст о
себе знать, если в организации работы не хватает одной-единственной детали. А
именно — достаточной для всех рабочей загрузки.
Чтобы понять суть этого эффекта, представьте себе,
что вы один находитесь без дела среди напряженно работающих вокруг вас людей. И
не как наблюдатель — всем известно, что вы должны делать одно общее дело.
Естественное чувство, которое возникает в подобной ситуации, — это неловкость.
Но работы просто нет, ее вам физически не хватило. Естественно, можно
попытаться сделать вид занятого человека, несколько раз с утомленным видом
выйти на перекур, но эти маневры не замаскируют надолго реального положения
вещей. И оказывается, что практически любой человек в подобном случае прибегает
к потрясающему в своей гениальности выходу. Он начинает потихоньку отвлекать от
работы другого человека, чтобы его собственное безделье не выглядело так ярко.
Или еще лучше — сразу нескольких человек. В возникающем хотя бы на время
всеобщем расслаблении он сразу начинает чувствовать себя намного легче — ведь
это ситуация разделенной ответственности «не я один такой». И чем меньше в
организации рабочая загрузка, или чем менее равномерно она распределена. Тем
чаще и сокрушительнее срабатывает в ней этот самый эффект, незаметно, но
неуклонно превращаясь в составную часть корпоративной культуры, в «привычку
организации».
«Я тут взял
недавно в фирму 15 специалистов, — с гордостью рассказывал нам при очередной
встрече руководитель.— Уникальные специалисты. Очень большая удача. Правда,
работы для них пока нет, все, что нужно, подойдет где-нибудь через два-три
месяца. Ну пусть пока посидят у меня, оклады я им дал хорошие». Через полгода
он со скандалом разгонял это подразделение: «Не могут работать. Им все условия
создали, только давай результат. Месяц проходит, другой — никакого выхода!»
Бороться с последствиями долговременного действия
этого эффекта почти бесполезно. Нам известен не один случай, когда опытные
менеджеры, принимая в управление подобные структуры, просто-напросто создавали
в другом месте аналогичное подразделение с крайне небольшим штатом и затем,
когда это подразделение начинало действовать эффективно, просто сокращали
пораженные «эффектом бездельника» органы. Но это тяжелый хирургический метод
лечения. Единственная же эффективная терапия — стремиться удерживать минимально
необходимый штат сотрудников. Может быть, даже на одного человека меньше, чем
нужно. Оплата сверхурочных работ и поощрение проявлений «трудового героизма» в
таких случаях будут оправданны вполне, позволяя избежать потенциальных потерь
от расцвета «эффекта бездельника».
|