Можно ли что-то сделать в этой ситуации? Чтобы
разобраться с этим, следует внимательнее присмотреться к внутренним механизмам
развития событий.
В общем-то в этих механизмах нет ничего особенно
таинственного. Следует ясно понимать только, что соглашение «50 на 50» кроме
идеи партнерства содержит в себе еще и маленькую управленческую ловушку.
Поясним это на примере. Представьте себе, что вы в
складчину купили автомобиль. И чтобы не утомлять себя составлением расписания
или ежедневными договорами: когда, куда, кто и как будет на нем ездить,— вы
сделали у этой машины два руля и два комплекта педалей управления. И вот вы уже
вместе разгоняетесь по дороге с нарастающей скоростью, одновременно управляя
автомобилем.
Если вы уверены, что без особых проблем выдержите
подобный тест вместе со своим партнером, можете спокойно регистрировать любой
вариант фирмы на условиях «поровну» с вашими друзьями. Если же у вас возникла
хоть капля сомнения в успехе подобного стиля вождения — десять раз подумайте,
стоит ли предлагать кому-либо такое соглашение.
Проблема состоит именно в том, что ситуация «50 на
50» определяет не только принципы распределения собственности, имущества и
свободных прибылей фирмы, но одновременно и отношения управления, принципы
распределения ответственности. А это уже — совершенно другая сторона вопроса.
Мы часто ценим друзей и знакомых за то, что они
обладают качествами, которых у нас нет. И они ценят нас за то же. Попросту
говоря, друзья обычно разные люди.
Но в развитии фирмы, как и в движении автомобиля,
это означает также, что у вас разная манера управления. Там, где вы
предпочитаете притормозить на повороте, ваш партнер любит слегка поддать газу и
пройтись на поднятых колесах. Вы любите взвешенные и продуманные решения, а ваш
партнер — сторонник рискованных сделок. Вы предпочитаете набирать
исполнительный персонал, а ваш партнер — независимых и чересчур самостоятельных
людей, которые, того и гляди, уйдут с фирмы вместе с бесценной коммерческой
информацией и превратятся в конкурентов. Вы стремитесь соблюдать правила и не
напрягать сверх меры отношений с инспекторами, а ваш партнер, не задумываясь, проскакивает
на красный свет. И так далее.
В результате постоянно возникают трагикомические
ситуации. Когда вы принимаете на работу людей, — а ваш партнер увольняет их; вы
стремитесь поскорее рассчитаться с кредитами, — а ваш коллега вновь и вновь
набирает их; вы отклоняете какие-то деловые предложения, — а ваш напарник
принимает их; вы чувствуете, что вся исполнительская работа падает на вас, — а
ваш друг каким-то образом принял на себя все представительские функции и тратит
все свое время на пребывание в верхах, еще и подначивая вас по поводу вашей
«невхожести» в высшие круги...
Тут-то и перестает действовать старая добрая сказка
«Айда вместе». Партнер, с которым, в общем-то, неплохо было поначалу «искать от
зимы лета», становится тяжелой обузой. Это нелегко признать, ведь вы вместе
прошли долгий путь и ясно понимаете, что его отличающиеся от ваших способности
и качества в чем-то очень эффективно дополняют вас. Но всяческие попытки то
так, то иначе поделить между собой обязанности не очень-то помогают. Потому что
для вас обоих пришло время разыгрывать другой сюжет, где каждый сам должен пройти свой «героический путь», научившись быть
Хозяином в своем доме.
Co
временем вас неизбежно посетит острое чувство того. что вы не можете делать
дела по-своему, так, как считаете необходимым. То есть, попросту говоря, вы не
можете сделать свое дело. А делать чуждое себе дело во всю силу — неинтересно и
невозможно. Да и объективное состояние бизнеса быстро приводит к той же идее, в
фирме должен быть один Хозяин. Потому что у семи нянек, как известно из
народной пословицы, дитя всегда без глазу. Но беда в том, что в ситуации «50 на
50» у вас с партнером совершенно равные права на занятие этой должности. И даже
если у вас на руках больший пакет, ваш партнер или партнеры, имея на руках чуть
больше четверти голосов, могут затормозить любое ваше решение, в том числе и
решение о том, что Хозяином фирмы будете вы.
Как обычно разрешаются подобные ситуации, известно
всем. Некоторые фирмы просто тихо исчезают с горизонта, вытесненные
конкурентами, потеряв клиентуру и связи, а обиженные друг на друга партнеры
устраивают свою судьбу кто как может. Нередко. Пока ситуация еще не безнадежна,
один из партнеров втайне от другого (других) разворачивает на стороне
собственный скрытый бизнес и перекачивает туда основные клиентские и финансовые
ресурсы совместной фирмы. В самых крайних случаях в прессе, в разделе
криминальной хроники, появляется очередное, уже никого не удивляющее сообщение
о некоем безвременно ушедшем бизнесмене. Но мы остановимся лишь на тех
вариантах, когда партнеры, несмотря ни на что, все же пытаются как-то разрешить
эту ситуацию.
|