lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

"Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"

Надежды на то, что юридическая практика со временем приучит людей к правильному осмыслению ситуации, к соблюдению оговоренных правил игры, не беспочвенны — они основываются на наблюдениях за тем, как подобные процессы происходили во многих других странах. Для этого надо только, чтобы юридическая система работала четко и необратимо, как часы. Но пока это лишь надежды на будущее.

Мы хотели бы еще немного поговорить о прошлом и о том, как это прошлое может определять поведение людей сегодня. Причем уже не на уровне последних десятилетий, а забравшись гораздо дальше в глубь веков и внимательно посмотрев... на народные сказки.

Ведь именно сказки, фольклор, привычки и традиции национального поведения, как известно психологам, формируют глубинный и очень мощный пласт в подсознании каждого человека, называемый «архетипы коллективного бессознательного». Эти архетипы незаметно для каждого человека очерчивают возможные сценарии его поведения и придают его действиям в этом направлении значительную энергию.

Вспомним, к примеру, описанную выше историю с безработными. Которые хотели стать предпринимателями. Сюжет, который мешал многим из них сделать какие-то практические шаги в этом направлении, был очень близок к сюжету о Емеле-дураке и волшебной щуке. Не нужно делать лишних телодвижений и вообще суетиться — подождем момента, когда к тебе в руки сама попадет рыба, исполняющая желания.

Подобные архетипические сюжеты, как нам представляется, могут играть свою роль и в учредительских отношениях. Сказки эти. Правда, несколько из другой сферы. Все они относятся к сюжету похода в неизведанное. Ведь путь в бизнес — это всегда дорога в неизвестное. Причем мало кто перед этим походом читает гору книг. Изучает имеющийся опыт, строит программы действий и т. п. Чаще люди рассчитывают на свой опыт — но в этом опыте. Кроме конкретных воспоминаний, накопленных в течение собственной жизни, живет еще и опыт предыдущих поколений, усвоенный вместе со сказками и легендами, пословицами и песнями, побасенками и тостами,

Сказки, связанные с дорогой в неизвестное, существуют в двух разновидностях, исторически сменяющих друг друга. Одни из них относятся к архаической категории «животных сказок», другие — к более поздним сказкам о похождениях героев — например, сказки «Поди туда, не знаю куда», «Иван-царевич» и т. п.

Сюжеты «животных сказок» весьма просты. Идет один представитель животного царства (бык, петух) сам толком не зная куда, точнее, зная, от чего надо уйти, но, не зная, к чему надо прийти («от зимы лета ищу»). По пути он встречает других животных, которых запросто приглашает с собой. «Айда вместе, вместе веселее». Потом один из них принимается за работу, а остальные увиливают от нее. В других вариантах — они принимаются за работу сразу все вместе, распределив дела по своим способностям. Затем наступает этап всеобщей ссоры, в ходе которой звери разбегаются. Но затем кто-то из них попадает в беду, и в совместной борьбе к зверям вновь приходит единение, дружба и согласие.

В сказах о герое-человеке сюжет развивается по более стройной линии. Герой получает почти невыполнимое задание и трогается в путь, иногда вместе с соперниками, похваляющимися своими способностями. В поисках пути к цели герой набредает на избушку Бабы Яги, которая поначалу пытается расправиться с ним, но, когда он находит к ней правильный подход (лаской или хитростью), она меняет гнев на милость и дает ему магическое средство (волшебный клубок, волшебный меч или коня), которое в конечном счете помогает ему добиться своей цели. На обратном пути герой иногда становится жертвой хитрости своих соперников, но, в конце концов, у сказки счастливый конец.

Заметим также, что, согласно тонким наблюдениям исследователя русского фольклора В. Проппа (см. 69), сюжеты этих сказок могут интерпретироваться как путь, требующий внутреннего перерождения героя. Баба Яга символизирует смерть, прохождение через ее избушку — это умирание неких качеств героя, а подарки Яги — это приобретение новых качеств, необходимых для достижения поставленной цели.

Отнесемся к этим сюжетам если не как к реальному сценарию, то хотя бы как к метафоре, которая поможет нам глубже увидеть и понять перипетии типичных вариантов развития учредительских отношений.

[ 2002 ]