Однажды владелец небольшого книжного магазина,
проведя анализ записей продаж, наткнулся на заинтересовавшую его
закономерность. В магазине посменно работали три продавца. В смену одного из
них, любителя детективно-фантастического жанра, интенсивно распродавалась
соответствующая литература. Вторая продавщица не имела особенных книжных
пристрастий, но имела маленького ребенка, и в ее смену явно продавлюсь больше
книг для детей. Когда за прилавок заступал хозяин магазинчика, физик по
образованию, у него активно расходилась литература по компьютерам и
программному обеспечению.
Эта небольшая история, рассказанная нам хозяином
предприятия, является хорошей иллюстрацией внешне простого, но имеющего далеко
идущие последствия обстоятельства: в бизнесе далеко не безразлично то, как сам
Продавец относится к Товару, который он предлагает на рынок.
В самом простом варианте это обстоятельство легко
переводится в очевидную закономерность: «Если любишь свой товар, то и торговать
им будет легко». Это явно коррелирует с известным признаком многих успешных
фирм, который обычно определяется как «приверженность своему делу» или в виде
рекомендации «Занимайся делом, которое знаешь».
Однако у этой привязанности существует и оборотная
сторона медали. Кому из нас не приходилось встречаться с продавцами, по всей
видимости грамотными специалистами, которые изводили нас обилием явно
бесполезных для нас сведений о свойствах товара и с нескрываемым сожалением
смотрели на нас, когда мы пытались выяснить у них гораздо более примитивные,
но, видит Бог, принципиальные и существенные для нас вещи: будет ли вообще это
работать, что можно сделать, если в нем что-то сломается, как этим пользоваться
простому человеку и т. п.
Другая проблема, связанная с излишней привязанностью
к «любимому» товару, возникает в тех, увы, нередких для бизнеса случаях, когда
продажи именно этого товара становятся очевидно невыгодны на рынке. Подобные
ситуации с легкостью переживаются теми, кто занимается «просто бизнесом», но
превращаются в истинную трагедию для «специалистов». Причем чем уже этот
специалист и чем больше он в глубине души ощущает, что это единственное дело,
которое он умеет делать, тем глубже и больнее переживается им такая ситуация.
Однако Продавец — это не только человек, тот, кто
непосредственно занимается бизнесом. Это еще и организация, которая бизнес
реализует. С этой точки зрения, организация создает свои возможности и
накладывает свои ограничения на то, каким может быть бизнес в этой системе.
Очевидно, что если бизнес представляет собой широкомасштабное автомобильное или
авиационное производство, то его можно перестраивать в достаточно широких
пределах, но все равно бизнес останется рентабельным только при сохранении хотя
бы минимального спроса именно на автомобили и самолеты, а не на садовый инвентарь
или кухонную посуду, которую можно выпускать на вспомогательных производствах.
С другой стороны, в современном бизнесе все шире проявляется феномен так
называемых «пустых» организаций, которые не имеют в своем распоряжении
практически никакой «балластной» загрузки — ни производств, ни складов, ни
транспортных перевозок. Их бизнес — это своего рода «большая диспетчерская»,
где в ответ на обнаруженный запрос рынка нужные производители соединяются с
нужными перевозчиками, удобно расположенными складами, службами доставок,
магазинами и т. п. Полное отсутствие субъективного «отношения к Товару» здесь с
лихвой компенсируется активным «отношением к бизнесу» и, главное, опережающим
выходом на Клиента, а экономия на множестве накладных расходов способна дать
ошеломляющие результаты.
|