lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Отношения «Продавец — Товар»

Однажды владелец небольшого книжного магазина, проведя анализ записей продаж, наткнулся на заинтересовавшую его закономерность. В магазине посменно работали три продавца. В смену одного из них, любителя детективно-фантастического жанра, интенсивно распродавалась соответствующая литература. Вторая продавщица не имела особенных книжных пристрастий, но имела маленького ребенка, и в ее смену явно продавлюсь больше книг для детей. Когда за прилавок заступал хозяин магазинчика, физик по образованию, у него активно расходилась литература по компьютерам и программному обеспечению.

Эта небольшая история, рассказанная нам хозяином предприятия, является хорошей иллюстрацией внешне простого, но имеющего далеко идущие последствия обстоятельства: в бизнесе далеко не безразлично то, как сам Продавец относится к Товару, который он предлагает на рынок.

В самом простом варианте это обстоятельство легко переводится в очевидную закономерность: «Если любишь свой товар, то и торговать им будет легко». Это явно коррелирует с известным признаком многих успешных фирм, который обычно определяется как «приверженность своему делу» или в виде рекомендации «Занимайся делом, которое знаешь».

Однако у этой привязанности существует и оборотная сторона медали. Кому из нас не приходилось встречаться с продавцами, по всей видимости грамотными специалистами, которые изводили нас обилием явно бесполезных для нас сведений о свойствах товара и с нескрываемым сожалением смотрели на нас, когда мы пытались выяснить у них гораздо более примитивные, но, видит Бог, принципиальные и существенные для нас вещи: будет ли вообще это работать, что можно сделать, если в нем что-то сломается, как этим пользоваться простому человеку и т. п.

Другая проблема, связанная с излишней привязанностью к «любимому» товару, возникает в тех, увы, нередких для бизнеса случаях, когда продажи именно этого товара становятся очевидно невыгодны на рынке. Подобные ситуации с легкостью переживаются теми, кто занимается «просто бизнесом», но превращаются в истинную трагедию для «специалистов». Причем чем уже этот специалист и чем больше он в глубине души ощущает, что это единственное дело, которое он умеет делать, тем глубже и больнее переживается им такая ситуация.

Однако Продавец — это не только человек, тот, кто непосредственно занимается бизнесом. Это еще и организация, которая бизнес реализует. С этой точки зрения, организация создает свои возможности и накладывает свои ограничения на то, каким может быть бизнес в этой системе. Очевидно, что если бизнес представляет собой широкомасштабное автомобильное или авиационное производство, то его можно перестраивать в достаточно широких пределах, но все равно бизнес останется рентабельным только при сохранении хотя бы минимального спроса именно на автомобили и самолеты, а не на садовый инвентарь или кухонную посуду, которую можно выпускать на вспомогательных производствах. С другой стороны, в современном бизнесе все шире проявляется феномен так называемых «пустых» организаций, которые не имеют в своем распоряжении практически никакой «балластной» загрузки — ни производств, ни складов, ни транспортных перевозок. Их бизнес — это своего рода «большая диспетчерская», где в ответ на обнаруженный запрос рынка нужные производители соединяются с нужными перевозчиками, удобно расположенными складами, службами доставок, магазинами и т. п. Полное отсутствие субъективного «отношения к Товару» здесь с лихвой компенсируется активным «отношением к бизнесу» и, главное, опережающим выходом на Клиента, а экономия на множестве накладных расходов способна дать ошеломляющие результаты.

[ 2002 ]