Начнем с констатации того базового факта, что бизнес
требует одновременного присутствия всех указанных элементов. Если у нас нет
Продавца, некому заниматься бизнесом. При отсутствии товара или услуг, которые
можно предложить на рынок, речь может идти, в крайнем случае, о «продавцах
воздуха», т. е. о мошенничестве, но не о бизнесе. Если же в бизнесе отсутствует
Клиент, Потребитель, то мы можем говорить только о безрезультатной активности в
бизнесе, которая вскоре должна будет сойти на нет по простой причине отсутствия
денег. Нет развитой рыночной среды — и, по памятной российскому читателю
недавней истории, — предложение товара и услуг Покупателю можно осуществлять
только в рамках государственной торговой или производственной системы со всеми
присущими им издержками: дефицитом, низким качеством, очередями, перебоями в
поставках, затовариванием «неходовым» товаром, либо — вне этой системы, но
тогда та же деятельность будет называться «спекуляцией» и жестко караться
Уголовным кодексом.
Второе важное обстоятельство связано с тем. Что у
каждого из элементов схемы есть свой набор ключевых свойств, каждое из которых,
в свою очередь, может оказаться определяющим в картине разворачивающегося
бизнеса.
Товар в первую очередь обладает свойствами, которые
создают его привлекательность для Клиента. Эти качества в разных экономических
системах называются потребительскими свойствами, ценностью и т. п. Но он имеет
различный срок хранения, свои особенности транспортировки и складирования: он
может быть по-разному упакован, может выпускаться в десятках и сотнях различных
модификаций, — например, слегка отличаясь только цветом, размером, дизайном и
т. п.
Клиенты могут различаться по своей покупательской
способности, т. е. по количеству денег, которые они готовы потратить на товары,
по полу, возрасту, привычкам и приверженностям, поведению — по всему тому, чем
только могут отличаться друг от друга люди вообще.
Продавцы различаются, прежде всего, своими размерами
и возможностями — от предпринимателей-одиночек до транснациональных корпораций
и от должников до обладателей много миллиардных состояний. Они различаются
также мерой приверженности своему бизнесу, типом организаций, корпоративной
культурой, отношением к делу, отношением к клиенту и т. д.
Ключевые свойства рыночной среды — это емкость
рынка, тенденции роста или спада экономики, концентрация капиталов в различных
рыночных нишах, количество и активность конкурентов в каждой из них...
Список свойств каждого отдельного элемента можно
было бы многократно увеличить, но здесь нет необходимости пересказывать все,
что говорится практически в каждом пособии по маркетингу, Сконцентрируемся на
том, что принципиально важно для систематизированного маркетингового мышления.
Потому что, наряду со свойствами элементов, как таковыми, не менее
принципиальны здесь также и отношения, которые между ними устанавливаются. И
одним из ключевых свойств эффективного маркетингового мышления, на наш взгляд,
как раз и является умение последовательно и глубоко проработать весь этот
спектр отношений, отыскивая в этом процессе те оптимальные варианты, которые
позволят бизнесу сделать очередные шаги вперед в своем развитии.
|