lib.vvsu.ru/books Название: Психология бизнеса
Авторы: Емельянов Е. Н., Поварницына С. Е., редактор:
winkoilat 
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

Аннотация.
Введение
Часть 1. Бизнес
Часть 2. Человек бизнеса
Часть 3. Психологические качества человека бизнеса
Часть 4. Социальная психология бизнеса.
Часть 5. Организационная психология бизнеса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература

Ключевые элементы: Клиент, Товар, Продавец, Рыночная среда

Начнем с констатации того базового факта, что бизнес требует одновременного присутствия всех указанных элементов. Если у нас нет Продавца, некому заниматься бизнесом. При отсутствии товара или услуг, которые можно предложить на рынок, речь может идти, в крайнем случае, о «продавцах воздуха», т. е. о мошенничестве, но не о бизнесе. Если же в бизнесе отсутствует Клиент, Потребитель, то мы можем говорить только о безрезультатной активности в бизнесе, которая вскоре должна будет сойти на нет по простой причине отсутствия денег. Нет развитой рыночной среды — и, по памятной российскому читателю недавней истории, — предложение товара и услуг Покупателю можно осуществлять только в рамках государственной торговой или производственной системы со всеми присущими им издержками: дефицитом, низким качеством, очередями, перебоями в поставках, затовариванием «неходовым» товаром, либо — вне этой системы, но тогда та же деятельность будет называться «спекуляцией» и жестко караться Уголовным кодексом.

Второе важное обстоятельство связано с тем. Что у каждого из элементов схемы есть свой набор ключевых свойств, каждое из которых, в свою очередь, может оказаться определяющим в картине разворачивающегося бизнеса.

Товар в первую очередь обладает свойствами, которые создают его привлекательность для Клиента. Эти качества в разных экономических системах называются потребительскими свойствами, ценностью и т. п. Но он имеет различный срок хранения, свои особенности транспортировки и складирования: он может быть по-разному упакован, может выпускаться в десятках и сотнях различных модификаций, — например, слегка отличаясь только цветом, размером, дизайном и т. п.

Клиенты могут различаться по своей покупательской способности, т. е. по количеству денег, которые они готовы потратить на товары, по полу, возрасту, привычкам и приверженностям, поведению — по всему тому, чем только могут отличаться друг от друга люди вообще.

Продавцы различаются, прежде всего, своими размерами и возможностями — от предпринимателей-одиночек до транснациональных корпораций и от должников до обладателей много миллиардных состояний. Они различаются также мерой приверженности своему бизнесу, типом организаций, корпоративной культурой, отношением к делу, отношением к клиенту и т. д.

Ключевые свойства рыночной среды — это емкость рынка, тенденции роста или спада экономики, концентрация капиталов в различных рыночных нишах, количество и активность конкурентов в каждой из них...

Список свойств каждого отдельного элемента можно было бы многократно увеличить, но здесь нет необходимости пересказывать все, что говорится практически в каждом пособии по маркетингу, Сконцентрируемся на том, что принципиально важно для систематизированного маркетингового мышления. Потому что, наряду со свойствами элементов, как таковыми, не менее принципиальны здесь также и отношения, которые между ними устанавливаются. И одним из ключевых свойств эффективного маркетингового мышления, на наш взгляд, как раз и является умение последовательно и глубоко проработать весь этот спектр отношений, отыскивая в этом процессе те оптимальные варианты, которые позволят бизнесу сделать очередные шаги вперед в своем развитии.

[ 2002 ]