«Театр начинается с вешалки...» — и, по аналогии с
этим известным изречением, многие концепции маркетинга закладывают в свою
основу некий первоэлемент, вокруг которого выстраивается вся остальная система
действий. В каких-то случаях это может быть товар и его свойства, в каких-то —
организация процессов сбыта, а в каких-то — анализ характеристик рыночной среды
и т. п. Следуя за различными авторами, мы ставили акценты то на одном, то на
другом факторе, существенном для успешного выживания и развития в рынке, но, в
конце концов, все эти попытки привели лишь к осознанию того, что структуру
маркетингового мышления нельзя свести к одному фактору. В результате мы
остановились на трех элементах, к которым, так или иначе, привязываются все
ключевые особенности мышления и деятельности бизнесмена в условиях реального
рынка. Уровень развития каждого из этих элементов в сознании Человека бизнеса,
характер отношений и связей между этими элементами, а также между каждым из них
и объективными характеристиками внешней рыночной среды (такими, как динамика
экономического развития и макроэкономические тенденции, особенности
политической ситуации, количество и активность конкурентов и т. п.) в конечном
счете, и становятся определяющими в деятельности Бизнесмена.
Наглядно структуру и ключевые элементы развитого
маркетингового мышления можно представить в виде модели, которая называется
«треугольником маркетингового мышления». Выглядит она следующим образом.
Треугольник маркетингового
мышления
Из рисунка следует, что в структуре маркетингового
мышления бизнесмена принципиально важными оказываются характеристики трех
ключевых элементов: Клиент (потребитель). Товар (услуга) и Продавец (бизнесмен
или его организация), особенности их взаимосвязи, а также отношение этих
элементов к свойствам окружающей рыночной среды. Попробуем разобраться в этой
картинке более обстоятельно.
|