Тот факт, что активность человека находится в прямой
зависимости от мотивации уже давно не требует специальных обоснований в
психологии. Потребности, мотивы и интересы — это именно то, что дает реальную
энергетику нашим действиям, проявляется в зримой активности, упорстве и
настойчивости, помогает концентрировать внимание, искать решения и достигать
целей.
Среди многочисленных психологических исследований
проблем мотивации с деятельностью в бизнесе чаще всего связывают работы,
посвященные понятиям уровня притязаний и
мотивации достижения. Хотя оба этих понятия разрабатывались в
«общечеловеческом» контексте, для деятельности в бизнесе они важны прежде всего
тем, что тесным образом связаны с вопросом: каким образом человек может быть
ориентирован на достижение успеха в жизни и деятельности? Напомним основные
постулаты этих теорий.
Мотивация
достижений — это, собственно говоря, и есть стремление человека добиваться
успеха в жизни, вырастающее из базовых потребностей в признании, уважении и
социальной значимости. Сложная по своему происхождению, тщательно
исследованному в работах автора этого понятия Д. С. Мак-Клелланда, мотивация
достижения не менее сложна и по своему внутреннему составу. Как пишут в этой
связи Д. Мак-Дэвид и Г. Хэрари: «Высокое стремление к персональному успеху
может быть составным продуктом, состоящим из тревожности и страха неудачи,
стремления к знаниям и компетентности, желания создать собственное окружение в
жизни по своему вкусу, желания обладать социальной властью над другими,
конкурентного стремления превзойти в деле других и т, п.» (137, с. 60). Образ
человека, отличающегося высокой мотивацией достижений, в обыденном сознании
устойчиво ассоциируется с авторитетностью, компетентностью, агрессивностью и
доминантностью. Исследования, проведенные в самых разных национальных
культурах, как правило, подтверждают наличие связи выраженной мотивации к
достижению с достижением успеха в предпринимательских начинаниях, причем
результаты, получаемые людьми с высокими уровнями мотивации такого рода, часто
оказываются более устойчивыми во времени (см., напр., 148).
Уровень
притязаний — это, образно говоря, «высота планки» тех целей и достижений,
которых намеревается достичь человек. «Я должен быть отличником» или даже: «Я
должен быть лучшим среди отличников», или же: «А мне и в троечниках неплохо» —
такими могут быть варианты уровней притязаний уже в школьной жизни. «Хочу стать
генералом» или: «Буду работать, как все, на заводе» — это варианты уровней
притязаний относительно более глобальных жизненных целей.
Важное обстоятельство, на которое указывают
многочисленные работы, посвященные разработке этих двух психологических
понятий, — наличие драматических перипетий, постоянно возникающих в результате
столкновения двух составляющих мотивации достижения: стремлений и желаний
человека, с одной стороны, и реальных свидетельств успехов и неудач конкретных
действий человека — с другой. Полководцами хотели стать многие, но выигрывать
бои удавалось далеко не всем, так же как не всем нам удавалось по жизни всегда
быть отличниками, победителями в спортивных состязаниях или конкурсах,
донжуанами или лоллобриджидами, успешными воспитателями своих детей или
бизнесменами. Мы обречены в жизни не только на успехи, но и на неудачи, и в
зависимости от того, как мы реагируем на них, складываются характерные
особенности и нашей мотивации достижения, и нашего уровня притязаний.
Особенность человеческой природы заключается в том,
что на стыке наших притязаний и суровых требований действительности находится
некий посредник — самооценка человека, вооруженная мощным психологическим
инструментарием. Это приписывание причинности событий (детально описанные в
теориях каузальной атрибуции и локуса контроля), изощренные способы разрешения
когнитивных диссонансов и т. п. Призвание самооценки — контролировать и
разрешать несоответствия, возникающие между желаниями человека и его «образом
Я», с одной стороны, и «обратными связями» от окружающей действительности — с
другой. И делать она это может по-разному — либо усиливая мотивацию достижения
(«Я не пробежал эту дистанцию первым, но я все равно хочу быть чемпионом —
значит, мне надо больше тренироваться»), либо снижая, вовсе подавляя или
трансформируя ее («Ну не получается в беге. Так, может быть, мне и не надо быть
великим спортсменом. Зато я буду самым умным и великим ученым...»), либо
опротестовывая саму реальность («Просто в этот раз у меня жали кроссовки и
судили неправильно...»), либо — разрушая саму себя и занимаясь «самоедством»
(«Я — жалкая, ничтожная личность...»).
В результате подобных действий самооценки у
человека, наряду с мотивацией достижений, повышающей его реальную активность в
направлении достижения цели, может сложиться и совершенно обратный вариант
мотивации — детально описанный Дж. Аткинсоном мотив избегания неудачи как
тормозящая сила. Именно его проявление мы наблюдали, например, в приведенной
выше ситуации с группой безработных. Классические следствия интенсивного
развития такого мотива — это варианты «избегания реальности» и уклонение от
решения любых практических задач, в которых человек не видит гарантии успешного
достижения результата, а в самых крайних случаях — «бегство от реальности» с
помощью алкоголя, наркотиков, психосоматических заболеваний и т. п.
По счастью, природа создала человека таким образом,
что в норме он демонстрирует определенный запас прочности по отношению к этим
последним реакциям. Как показали исследования М. Шнайдера и других авторов (см.
92. т. 2, с. 243). в различных экспериментах, сравнивавших объективную
вероятность наступления каких-либо событий и субъективную оценку человеком
вероятности успеха действий в этих же условиях, эта субъективная вероятность
имела устойчивую тенденцию к постоянному завышению — кроме наиболее трудной
части шкалы вероятности успеха. Из чего следует, что в массе своей люди все же
оптимисты, предпочитающие перестраховывать свою самооценку лишь в наиболее
трудных ситуациях. Кстати, этот результат замечательно иллюстрирует и одну из
особенностей жизненного пути многих известных нам предпринимателей. Многие из
них и в мыслях не представляли себя в бизнесе, внутренне полагая, что эта
дотоле неизвестная им деятельность относится к той самой части шкалы, где
вероятность достижения успеха минимальна. Лишь убедившись более или менее
случайным образом, что совершить успешную сделку не так сложно, как это
представлялось со стороны, они с помощью своего первого случайного успеха
получали заряд оптимизма, достаточный для того, чтобы начать всерьез заниматься
своим делом.
Сильно упрощая ситуацию применительно к проблеме
активности в бизнесе, можно резюмировать суть рассмотренных идей в виде
достаточно простой формулы:
Иначе говоря, активность будет тем выше, чем сильнее
развито у человека стремление к достижению поставленной цели и чем ниже
вероятность того, что его самооценка будет реагировать на текущие события по
принципу избегания неудач.
Теоретические исследования Д. Мак-Клелланда и других
авторов создают хорошую основу для понимания многих процессов, происходящих в
бизнесе, а также и для понимания сути множества работ, посвященных бизнесу.
В контексте этой формулы может быть понятен,
например, тот эффект, который в мире бизнеса в свое время произвела популярная
работа Наполеона Хилла «Думай и богатей», изданная впервые в 1937 г. и
выдержавшая с тех пор 42 издания только в США (см. 94). Еще до появления работ
Мак-Клелланда и его коллег Хилл на основе своего опыта работы в бизнесе
сформулировал практически ту же идею: основа успеха бизнесмена — это
концентрация желания и энергии на достижении цели и преодоление всех и всяческих
разновидностей страха, живущего в человеке. «Воистину нет ничего, чего не
смогли бы преодолеть вера, соединенная со страстью!» — так завершает Хилл
рассказ о. пожалуй, самом трудном случае в своей жизни, историю о том, как он
смог помочь своему глухонемому от рождения сыну стать не просто нормально
функционирующим человеком, но и успешным бизнесменом. Характерно, что, говоря о
«шагах к успеху», Хилл, по сути, описывает самые разнообразные виды мотивов и
энергий, которые могут быть задействованы в этой работе. Среди них —отчетливое
желание, вера в себя, подкрепляемая при необходимости самовнушением, энергия
фантазии и воображения, сила планирования и интеллекта, доверие к интуиции и
так далее, вплоть до сексуальной энергетики в различных ее проявлениях — от
сексуальной привлекательности до сублимации и простого умения любить свое дело,
своих клиентов, своих партнеров и конкурентов.
Незатейливая по форме, но глубокая по содержанию
работа Хилла породила, как это обычно бывает, множество книг-подражаний, большая
часть из которых непременно имеет подзаголовок типа «Простой способ добиться
успеха в бизнесе», «Верный путь к успеху в бизнесе» и пр. Характерное
содержательное отличие подобных пособий состоит в том, что в них, как правило,
обнаруживается достаточно поверхностное знакомство авторов с бизнесом,
практически отсутствует материал для размышлений, зато усилена «рецептурная
часть», где с надлежащим апломбом подается «абсолютно надежный и проверенный
метод» достижения успеха, на поверку оказывающийся очередной разновидностью
техник аутогенной тренировки, методом «творческого решения задач», упражнениями
нейролингвистического программирования и им подобными.
Приведем характерный в этом отношении пример —
оглавление одной из книг с подобными подзаголовками: Преодолевайте стрессы и расслабляйтесь. Увеличивайте вашу энергию и
преодолевайте утешение. Чувствуйте себя увереннее и имейте высокое чувство
собственного достоинства.
Ставьте себе
цели и достигайте их. Совершенствуйте ваше мастерство и творческую энергию.
Создайте индивидуальность и желаемый имидж. Поймите других людей, и вы сможете
улучшить ваши взаимоотношения и быть более убедительным при побуждении других
людей к действию. Решайте проблемы и пробуйте решения.
Улучшайте ваше
здоровье и избавьтесь от вредных привычек (см. 78).
И за всем этим обилием полезных советов — простейшая
техника самовнушения под громким названием «техника силы ума» и философия,
лучше всего парафразируемая известной народной пословицей: «Кто не курит и не
пьет, тот здоровеньким (в данном контексте — «богатеньким») умрет». Впрочем,
все советы, приведенные в оглавлении, действительно правильны и хороши, и — кто
знает? — может быть, для кого-то реально полезны.
Однако практикующим психологам лучше, чем кому бы то
ни было, известно, как велика дистанция между самым верным советом или благим
пожеланием и реальным превращением его в мотив, побудительную силу действия.
Пожалуй, лишь весьма незначительная часть людей, испытывающих в жизни те или
иные проблемы, не понимает головой, как нужно было бы правильно действовать,
чтобы решить их. Но трудность ситуации обычно в том и состоит, что, понимая
головой, что именно нужно делать, люди не могут собрать в себе силы и энергию
для того, чтобы действовать в этом направлении. И это истинная проблема
мотивации.
Попробуем в связи с этим увидеть, что происходит с
мотивами и активностью бизнесмена в его текущей деятельности, какие реальные
сложности возникают в его повседневной практике, каким именно образом
концентрируется и рассеивается его энергия действия.
Обратим прежде всего внимание на следующее
обстоятельство. Опираясь на данные исследований, свидетельствующих, что у
большой части успешных бизнесменов действительно отмечается развитая мотивация
достижения, многие авторы однозначно считают ее необходимой исходной предпосылкой достижения успеха в
бизнесе. Наш опыт, однако, заставляет нас относиться к этому вопросу гораздо
осторожнее и утверждать, что такая мотивация может стать результатом, который формируется
на пути достижения успеха; более того, эта мотивация не есть нечто
стабильное, постоянное по своему уровню и качеству, она представляет собой
достаточно динамичное образование, способное изменяться по интенсивности,
содержанию и наполнению от очень высоких уровней до почти полного падения, переходя
едва ли не в депрессию и вновь стремясь к возрождению и новым возможным
падениям.
Для понимания этой динамики важно вспомнить
классическую формулировку теории деятельности А.Н. Леонтьева, утверждавшего,
что мотив, с одной стороны, связан с потребностью человека, придающей мотиву
свою энергетику, с другой же — он связывается с предметом потребности,
превращаясь таким образом в цель. Мотив может быть «опредмечен» в разных целях.
Чувство голода можно удовлетворить, съев кусок хлеба со стола или заказав роскошный
ужин в ресторане. Жажду славы и признания можно удовлетворить, став публичным
политиком, бизнесменом или героем-любовником. В зависимости от того, насколько
точно избранный в качестве цели предмет соответствует реальной внутренней
потребности, способен удовлетворить ее, будет соответственно высока или низка
энергия действий в направлении этой цели. И если анализ самих потребностей,
которые обычно не так-то легко осознаются,— это задача самых глубинных
направлений психологии, от психоанализа до экзистенциальной психологии, то, что
происходит с целями, лежит на более поверхностном и, соответственно,
наблюдаемом практически невооруженным глазом уровне. Поэтому следующий наш шаг
будет сделан именно в этом направлении — к анализу процессов постановки целей в
бизнесе.
|