Прежде всего попробуем развести три внешне сходных,
но. по сути, существенно различных предмета обсуждения — это Предприниматель
как роль в бизнесе, предприимчивость как особое качество, присущее человеку независимо от того, в какой сфере
деятельности оно проявляется, и дух предпринимательства как характеристика
состояния людей определенной исторической эпохи. Первое — главный предмет
нашего обсуждения, последнее — просто удачный художественный образ. А предприимчивость как качество наверняка
знакомо каждому человеку, который хоть раз в жизни решил попробовать себя в
новом и нестандартном деле: поехать в отпуск в новое место, приобрести то, чего
еще нет у других, устроить своего ребенка в супершколу или сад, посадить то,
что еще не росло на участках у соседей.
Что касается «духа предпринимательства», то даже
самый мимолетный взгляд на историю позволяет увидеть, что это явление
обнаруживается далеко не только в самое последнее время и не только в связи с
бизнесом. Мы можем вспомнить эпоху «пионеров», покорявших пространства Америки
на рубеже последних веков. экспедиции мореплавателей, военные походы и набеги,
миграции племен и народов, миссионерскую деятельность церкви. Только в этом
контексте становится понятным, почему В. Зомбарт, наряду с купцами, относил к
предтечам предпринимателей морских пиратов и разбойников, промышлявших на
оживленных морских путях, авантюристов, путешественников, феодалов и даже
государства.
Однако понятие о духе предпринимательства можно
распространить еще шире, и тогда даже сторонники искать причины всего и вся в
генах и наследственности легко найдут аргументы в пользу того, что предпринимательство
— это врожденное, генетически заложенное качество не только человека, но и
животных. Достаточно вспомнить, например, один из нашумевших в свое время
экспериментов с крысами.
Он состоял в
том, что различным популяциям крыс — животных на удивление ловких и
сообразительных, чей уровень интеллекта среди многочисленных представителей
животного мира не может не вызывать почтения, — предлагалось на какое-то время
поселиться в специально сконструированном помещении, поделенном на две
половины, условно обозначаемые как «крысиный рай» и «крысиный ад». В первой
половине, как это и следует из названия, было все, чего только может пожелать
крысиная душа: вкусная пища, приятная музыка, радующее глаз освещение, нежные
самки, интересные игрушки для развлечения. Во второй, с точностью до наоборот,
все то, что приводит крыс в ужас: неприятные звуки, колючки и ловушки,
электрические разряды, омерзительные запахи...
Наблюдения за
самыми разными группами крыс, попадавшими в это помещение, дали удивительный
результат. Практически все крысы, вдоволь насладившись прелестями «рая», в силу
своего врожденного любопытства рано или поздно засовывали свой нос в дверцу,
ведущую в «ад». Получив электрический разряд по носу, услышав ужасный звук или
еще что-либо в таком роде, подавляющая часть из них тут же возвращалась в свой
райский «санаторий» и больше думать не смела о том, чтобы искать приключений.
Так делало подавляющее большинство — но не все. От 10 до 20 % крыс в каждой
популяции, слегка оправившись от потрясения, вновь и вновь отправлялись на
исследование «ада» — до тех пор пока не осваивали его целиком.
Впрочем, любителей генетического объяснения всего и
вся может несколько остудить тот факт, что поиски причин подобного поведения
крыс-«предпринимателей» показали, что часть из них — причем часть статистически
значимая — имела в своей биографии любопытную особенность. В крысиных
сообществах для каждой особи мужского рода крайне значимо — не менее значимо,
чем в обезьяньих стаях или человеческом обществе — место в иерархии отношений.
Цель каждой крысы — пробиться наверх, уровень за уровнем, от презренной
«дельты» к вожделенной «альфе», к позиции вожака стаи. Отличительной же
особенностью наших искателей приключений было то, что они в какой-то момент
потерпели на этом пути фиаско и по каким-то причинам не получили «допуска» на
следующий уровень или были свергнуты с него на низший.
Можно было бы заложить и этот эксперимент в основу
концепции предпринимательства. Но мы предпочитаем избрать другой путь — отдав должное красивой, но несколько
фантазийной идее «духа предпринимательства», все же отделить от него как
самостоятельное и независимое представление о роли Предпринимателя в бизнесе.
Следует сказать также несколько слов и о
предприимчивости как качестве. Несмотря на очевидное желание заявить о
несомненной связи этого психологического свойства человека с успешным
продвижением его по пути бизнеса, мы не можем привести тому объективных
доказательств. Хотя предприимчивые люди обычно проявляют себя успешно в самых
разнообразных видах деятельности. В том числе и в психологии или около нее.
Сошлемся здесь на пример человека, который, имея развитые предпринимательские
свойства, так и не стал предпринимателем и бизнесменом. Главным образом потому,
что этот человек был устремлен к другой цели и стал в результате достаточно
своеобразным психологом и социальным философом. Интересны его в достаточной
мере профессиональные размышления о происхождении собственных
предпринимательских качеств. Тем более что они были высказаны просто «по
поводу» в разговоре совсем на иную тему. Речь идет о воспоминаниях Г.
Гурджиева.
«Вопрос,
который мне задали, всегда интересует очень многих... Даже ближайшие ко мне
люди не знают, откуда приходят ко мне деньги для колоссальных расходов, которые
я нес все эти годы... Необходимым условием существования (моего предприятия)
была его независимость.
Я значительную
часть своей жизни занимался всякого рода коммерческими и финансовыми делами и
хорошо знал людей. И кроме того, мое воспитание и образование, с моей точки
зрения, приближались к идеалу, что также способствовало формированию деловых
качеств.
Сильнейшее
влияние на меня в детстве оказал отец, который понимал воспитание по-своему...
Все детские игры, даже самые обычные, обогащались моим воображением, в котором
я все стремился делать не так, как это обычно делают, а совершенно особым
способом...
Наиболее
характерным воспитательным методом моего отца был следующий: как только он
замечал, что я особенно увлекался каким-нибудь ремеслом и оно начинало
нравиться мне, то немедленно заставлял меня оставлять это дело и переходить к
другому. Как я понял позже, его целью было не то, чтобы я узнал все виды
ремесел, а развитие во мне способности преодолевать трудности, присутствующие в
любой новой работе. И действительно, с того времени работа имела смысл и
интерес для меня не сама по себе, а только как новое, неизвестное занятие. В
результате я приобрел знания и навыки в огромном количестве профессий....
Благодаря изобретательности, широте взгляда и прежде всего здравому смыслу я
стал способен схватывать из всей информации... самое существенное, оставляя в
стороне пустой хлам.
Итак, в ранние
годы я уже был достаточно хорошо подготовлен и способен зарабатывать много
денег для обеспечения непосредственных нужд. Однако... я не направил свои
способности на зарабатывание денег... Я возвращался к зарабатыванию денег лишь
время от времени, когда это становилось необходимо для моего повседневного
существования, чтобы иметь возможность выполнить то, что было нужно для
достижения цели, которую я поставил себе...» (22, с. 228—231).
Господин Гурджиев весьма красочно описал многое из
того, что помогало ему достигать успеха в самых разных предпринимательских
начинаниях. И все же, напомним, имея необходимые склонности, он так и не стал
ни предпринимателем, ни бизнесменом. У него была другая цель в жизни.
Когда-то одному из авторов этой книги довелось
работать на сборочном конвейере телевизионного завода. Одним из самых сильных
впечатлений того периода было воспоминание о людях, которые десятилетиями работали
на этом конвейере, тысячи раз за день совершая одну и ту же простейшую
операцию. Автора такая работа приводила в ужас, но эти люди были счастливы: они
любили стабильность в своей жизни. Им не нужно было ничего Другого. Однако
когда завод в силу отсутствия спроса на телевизоры практически закрылся, многие
из этих людей занялись предпринимательством: ведь им нужно было кормить свои
семьи. И поневоле обнаружили в себе необходимые предпринимательские качества.
Поэтому, оставив в стороне художественные описания духа предпринимательства или
перечни качеств, априорно необходимых для того, чтобы стать предпринимателем,
попробуем просто посмотреть, как в сегодняшней действительности начинают путь
реальные предприниматели.
|