Бизнес ближе всего к такому виду человеческой
активности, как спорт, с точки зрения доминирования и там и здесь ценности успеха. Как и в спорте, в
бизнесе важнее всего достижения и успехи. Главная цель профессионального
спортсмена — стать первым, а достижения его измеряются по вполне определенной
шкале, от кандидата в мастера спорта до чемпиона мира или олимпийских игр. Для
бизнеса не менее важно постоянное измерение уровня своего успеха в сравнении с
другими. Уровень, которого достигает бизнесмен, демонстрируется не кубками и
медалями, лежащими в шкафу, но показателями долей рынка, оборота и прибыли,
отделкой офиса, а зачастую — сопутствующим арсеналом внешних признаков успеха:
костюмом, аксессуарами, автомобилем и пр. Спортивные олимпиады и соревнования
заменяются рейтингами оборота и прибыли фирм, работающих в одних сферах
бизнеса, а высшие спортивные достижения вроде титула чемпиона мира — строками в
Книге рекордов Гиннесса, посвященными владельцам наиболее крупных состояний.
Как и в спорте, развитие бизнеса идет в условиях
жесткого конкурентного состязания, в повседневной жизни следующего как писаным
(в законах) правилам, так и неписаным нормам деловой этики. Спортсмены и
бизнесмены одинаково ревниво относятся к достижениям друг друга, поскольку
часто победа одного — это исчезновение возможностей для другого. Также
пристально изучаются особенности конкурентов, методы их работы, сильные и
слабые стороны, намерения и решения.
В бизнесе, как и в спорте — на старте, в массовых
состязаниях и дворовом футболе, начинают пробовать себя многие, но остаются профессионалами
спорта и бизнеса значительно меньшее количество людей, а в «бизнес высших
достижений» проходят лишь единицы.
Различие «индивидуальных» и «командных» видов
спорта, существенное для организации тренировок, технологии подготовки и
связанное с психологическими особенностями спортсменов (известно характерное
высказывание тренеров: «Ты не командный игрок»), может напрямую соотноситься и
с организационными формами развития бизнеса, где также на определенных этапах
существует возможность выбора между «индивидуальной игрой» руководителя бизнеса
и «командным взаимодействием» группы учредителей или акционеров.
Однако при всем сходстве этих видов деятельности в
практике бизнеса спортсмены не так часто становятся хорошими бизнесменами, как
это можно было бы предположить. Однозначного понимания причин этого у нас нет,
хотя отдельные наблюдения показывают, что экс-спортсмены, чрезвычайно активные
и целеустремленные на начальных этапах становления бизнеса, часто теряют темп
сразу после появления первых ощутимых результатов. Используя военную
терминологию, их отличает нечто вроде «психологии десантников», ориентированных
на захват ключевых позиций и удержание их до подхода основных сил. Стремясь к
достижению первенства, спортсмены часто теряются после того, как захватывают
лидерские позиции, и вскоре утрачивают все плоды своих достижений. Чрезвычайно
успешные в тактике, они зачастую оказываются неспособными работать в
долгосрочной стратегической перспективе.
|