forsuccess.ru

Название: Как делать имидж политика
Авторы: Е. В. Егоровой-Гантман
и И. Е. Минтусова


Введение

Глава I

Кто такие консультанты

Психологические особенности личности Консультанта.

Психологические особенности деятельности Консультанта.

Функции политических консультантов.

Глава II

Основные жанры политического консультирования

Типы консультирования Клиента "изнутри" структуры аппарата: неформальное, формальное, смешанное.

Формальное консультирование Клиента.

Политическое консультирование "извне" структуры аппарата Клиента.

Глава III

Кто такие клиенты

Психологические особенности личности Клиента.

Ролевые искажения личности Клиента.

Основные личностные проблемы клиентов, встречающиеся в практике профессионального политического консультирования.

Глава IV

Психологические особенности взаимодействия между клиентом и консультантом

Проблема установления " рабочего союза" между Клиентом и Консультантом.

Несколько аксиом для Консультанта при взаимодействии с Клиентом.

Мотивы Клиента при обращении к Консультанту.

Формы сообщений при политическом консультировании.

Проблемы и противоречия в отношениях Клиент-Консультант.

Конфликты в системе отношений Консультант-Клиент.

Проблема лояльности Консультанта Клиенту.

Типовые ошибки Консультанта во взаимодействии с Клиентом

Приложение

Литература

Название:
Как делать имидж политика
Под редакцией доктора политических наук Е. В. Егоровой-Гантман и И. Е. Минтусова  

Эта книга написана для сегодняшних политиков. Каждому из них рано или поздно приходится обращаться к политическим консультантам. Мы бы хотели, чтобы этот контакт приносил бы. политическому деятелю, помимо чисто практической пользы, еще и удовлетворение от общения со специалистом, чтобы был ярче очерчен круг проблем, в решении которых взаимодействие с Консультантом может реально помочь лидеру.

 

Эта книга написана для политических консультантов. Психология процесса взаимодействия с Клиентом-политиком зачастую остается не до конца понимаемой, таящей в себе немало подводных камней для этих отношений. Нашей целью является анализ основных психологических проблем, возникающих в процессе профессионального политического консультирования.

Наконец, эта книга написана для политологов и психологов, историков и социологов, всех тех, кто интересуется политической психологией и практикой политического консалтинга в России.

 

 ВВЕДЕНИЕ

                                                                                 Ничего люди не принимают с таким отвращением как советы.

                                                                                 Дж. Аддисон

                                                                                 Что легко? "Давать советы другим"

                                                                                 Фапес

 

Эта книга написана для сегодняшних политиков. Каждому из них рано или поздно приходится обращаться к политическим консультантам. Мы бы хотели, чтобы этот контакт приносил бы. политическому деятелю, помимо чисто практической пользы, еще и удовлетворение от общения со специалистом, чтобы был ярче очерчен круг проблем, в решении которых взаимодействие с Консультантом может реально помочь лидеру.

Эта книга написана для политических консультантов. Психология процесса взаимодействия с Клиентом-политиком зачастую остается не до конца понимаемой, таящей в себе немало подводных камней для этих отношений. Нашей целью является анализ основных психологических проблем, возникающих в процессе профессионального политического консультирования.

Наконец, эта книга написана для политологов и психологов, историков и социологов, всех тех, кто интересуется политической психологией и практикой политического консалтинга в России.

Идея написания этой книги возникла не только в связи с многочисленными просьбами наших клиентов ввести их подробнее в курс процесса политического консультирования. Ведущим мотивом создания книги является стремление авторов  помочь и консультантам, и политикам сделать их взаимоотношения максимально эффективными и комфортными для обеих сторон, чтобы сложнейший процесс политического консультирования приносил обеим сторонам удовлетворение и хорошие результаты, что, в свою очередь, внесет вклад в нормализацию политической жизни в России.

Главными героями нашей книги являются политический Консультант, независимо от его роли и статуса в отношениях с политиком, и Клиент - будь то политический лидер, находящийся у власти, или кандидат, лишь стремящийся занять определенный пост.

Психология их взаимоотношений, проблемы и возможности политического консультирования в современной России станут главной темой нашего разговора.

Политическое консультирование представляет собой процесс, при котором профессионально обученные специалисты помогают политику или организации найти наиболее эффективные для Клиента маневр или стратегию поведения, приводящие его к успеху в политической деятельности. При этом Консультант анализирует ситуацию, в которой находится Клиент, дает рекомендации как решить стоящие перед ним проблемы, помогает в исполнении стратегии.

Роль политического Консультанта понимается в России далеко не так однозначно, как, скажем, роль учителя, шофера или директора. В странах Западной Европы или в США под "политическим консультированием" (политическим консалтингом) традиционно понимается деятельность фирм, занимающихся "паблик рилейшнз" (ПР) политических деятелей, партий, организаций, коммерческих фирм, а также проводящих выборные кампании и помогающих в создании имиджа. В России этот вид политического консультирования есть, однако, он появился лишь в последние годы. В нашей книге мы в основном сосредоточим свое внимание именно на этом жанре политического консультирования, хотя специально проанализируем и другие, более традиционные для России виды. В частности, гораздо дольше существует иной, "традиционный" жанр политического консультирования, когда Консультант советует, рекомендует, ориентирует политиков в их повседневной управленческой и политической деятельности, не ставя во главу угла имидж политика в глазах населения или завоевание максимального числа голосов на будущих выборах (другими словами, в большой степени игнорируя обратную связь с населением).

И тот, и другой жанры политического консультирования, несмотря на видимые отличия, имеют немало общих черт. Прежде всего это:

1.      Необходимость установления доверительных отношений с Клиентом.

2.      Обеспечение максимального психологического комфорта Клиента при взаимодействии с Консультантом.

3.      Нахождение наиболее удобной формы передачи информации Клиенту для лучшего понимания и усвоения.

4.      Удовлетворение личностных и когнитивных потребностей Клиента в совместной деятельности.

5.      Решение задач, поставленных Клиентом, без ущерба для его личностной целостности.

Таких .черт, характерных для обоих жанров политического консультирования, можно найти еще множество.

Различия этих жанров лежат не только в сфере задач, решаемых политическим Консультантом.

Во-первых, политическое консультирование, связанное с ПР и выборами, является более активным жанром, по сравнению с обычным консультированием Клиента (советованием) по политическим проблемам, выражающимся в устных или письменных рекомендациях, советах, анализе или ориентировке. Политические консультанты, занимающиеся ПР и выборами, как бы берут на себя ряд функций, которые они осуществляют за Клиента, вместо него, но для него, для достижения его целей. Они сами формулируют стратегию и тактику, обеспечивают методы и средства их достижения.

Во-вторых, политическое консультирование, связанное с ПР и выборами, как жанр деятельности является более ответственным за результат действий Клиента. Когда конечным продуктом деятельности Консультанта-советника является рекомендация или аналитический материал, то он в этом случае не несет ответственности за дальнейшие действия Клиента: будет ли тот использовать рекомендации эксперта и каким образом. На акте передачи информации в виде письменного или устного консультирования прекращается данный "тайм" взаимодействия с Клиентом, который теперь распоряжается этим "продуктом".

При политическом консультировании, связанном с ПР и выборами, конечным продуктом является хороший имидж или репутация Клиента, обеспечивающие его победу. Политический Консультант отчасти несет ответственность не только за то, чтобы правильно найти этот имидж и определить в каждом конкретном случае, что есть хорошая репутация для Клиента, построить стратегию и тактику, отыскать средства и механизмы их создания. Политический Консультант несет ответственность также и за поведение Клиента в этот период, за то, чтобы он следовал разработанному плану, за выполнение им рекомендаций. Работая в этом жанре политического консультирования, Консультант должен постараться убедить и научить Клиента, как ему наиболее эффективно взаимодействовать с консультантами, следовать их рекомендациям для достижения их общей цели - обретения хорошей репутации или имиджа.

В-третьих, политическое консультирование, связанное с ПР и выборами, является относительно более "манипулятивным" жанром по отношению к Клиенту. При делегировании функции создания своего имиджа или репутации политическим консультантам Клиент сознательно позволяет им частично изменять (трансформировать) в глазах потенциальных избирателей его политическое поведение, личность, биографию, иногда имя и многое другое. От честности политического Консультанта, от его профессионализма зависит, каким станет в ходе его действий Клиент, насколько он будет успешен, личностно целостен, психически устойчив, политически эффективен и популярен.

Четвертым отличием работы профессионального Консультанта во время кампании является то, что она невозможна без включения и полной погруженности в процесс кампании. Наблюдая за событиями со стороны и лишь время от времени, как это бывает в случае обращения к экспертам или советникам, практически невозможно правильно оценить складывающуюся ситуацию, учесть весь комплекс факторов, определяющих развитие событий, адекватно реагировать на изменения ситуации, корректировать стратегию и тактику.

Требования "включенности" и "погруженности" Консультанта в процесс кампании не исключают практики эпизодического привлечения экспертов, не участвующих в этом процессе постоянно. Их "свежий взгляд" на ситуацию, квалифицированный и беспристрастный анализ, их рекомендации могут быть чрезвычайно полезны, но заменить консультантов, ежедневно работающих в кампании, такие "невключенные" эксперты не могут.

Пятое важное отличие работы Консультанта в кампании от работы советников или экспертов связано с изменением статуса консультантов. Для партийных и государственных лидеров построение и сохранение имиджа, осуществление паблик рилейшнз в период между выборами не является задачей первостепенной важности. Во-первых, потому, что на главном месте стоит, естественно, осуществление основной деятельности - управления, решения содержательных проблем и организационных задач и т.д., а донесение результатов этой деятельности до публики - только на втором.

Другой причиной невнимания политических лидеров к паблик рилейшнз в нашей стране являются их низкая политическая культура и беспечность. Пока лидеры у власти, они полны уверенности, что посты даны им навечно. К консультантам и имиджмейкерам не обращаются до тех пор, пока "гром не грянет". Часто лидеры осознают свою потребность в ПР-специалистах слишком поздно, когда исправить существующее положение уже трудно или невозможно. Но даже если они заботятся о своем имидже заранее, фигура Консультанта является лишь одной из фигур в их окружении, часто не самой важной.

В избирательной кампании статус Консультанта существенно изменяется. Избирательная кампания во многих случаях является единственным средством сохранения и завоевания политической власти. В ней на карту поставлена профессиональная и личная судьба лидера. В силу этого участие в данной кампании на длительное время становится основной деятельностью лидера. Суть этой деятельности - добиться поддержки избирателя. Поэтому фигура Консультанта приобретает ключевое значение. Он берет на себя определенные функции контроля и управления кампанией, превращается в человека, принимающего важные решения и определяющего условия проведения кампании.

Консультирование, осуществляемое в форме советов, предполагает достаточно ограниченное влияние Консультанта и на ситуацию в целом, и на самого Клиента. Советы могут быть приняты или отвергнуты, при этом ответственность эксперта за исход событий невелика. Напротив, консультирование в кампании может быть успешным лишь тогда, когда команда консультантов принимает на себя ответственность за ее проведение и осуществляет кампанию в соответствии со своими замыслами, влияя тем самым на ситуацию. Если имиджмейкер не управляет ситуацией и не в состоянии мобилизовать команду и самого Клиента для реализации своего плана, его работа будет неэффективна. В этом еще одно отличие работы профессионального политического Консультанта от экспертов и советников.

Когда ответственность и управление кампанией берет на себя команда консультантов-имиджмейкеров, достаточно остро встает вопрос о распределении или перераспределении ролей между Клиентом и Консультантом. Клиент, часто являющийся высокопоставленным политическим и государственным деятелем, а также заказчиком, нанимающим Консультанта и диктующим ему свои требования, должен на период кампании доверить определенные функции руководства имиджмейкеру и следовать его рекомендациям. В контексте этого перераспределения ролей возникает очень важный вопрос: до какой степени Клиент должен делегировать часть своих функций по руководству кампанией Консультанту и какой вес должно иметь его мнение в ходе кампании?

С одной стороны, лидер в современных политических кампаниях, проводимых с использованием СМИ, - это прежде всего символ определенной политики, картины будущего, тех или иных ценностей, воплощение добра или зла. Публика воспринимает не столько конкретного человека с его уникальными психологическими особенностям, сколько тот имидж, который формируется с помощью СМИ. Поэтому реальный кандидат - Клиент - в своей кампании выполняет функцию материального носителя собственного имиджа. Если он не является выдающимся оратором или лидером, наделенным природным даром воздействия на публику, часто называемым харизмой, то для успеха кампании ему следует воздерживаться от незапланированных проявлений индивидуальности и все свои усилия направить на то, чтобы действовать и выглядеть соответственно имиджу, идеологии кампании, намеченным консультантами.

С другой стороны, как отмечают эксперты по проведению избирательных кампаний из Национального демократического института международных отношений в своих рекомендациях:

"Никто никогда не должен забывать, кто главный босс. Самая короткая дорога в очередь на биржу труда - это забыть, чье имя внесено в список для голосования. Только избиратели могут лишить работы кандидата. Но кандидат может легко уволить сотрудника своего штата или руководителя своей избирательной кампании".

Эта рекомендация означает не только то, что не следует впадать в крайности и пытаться манипулировать Клиентом в процессе выборов. Она означает также, что Консультант, проводящий кампанию, должен помочь Клиенту отказаться от своих привычных всеобъемлющих лидерских функций, постараться сделать этот процесс психологически как можно более безболезненным, поддерживать в Клиенте спокойствие и уверенность в том, что его отказ от руководства в вопросах воздействия на избирателей не вредит, а помогает делу, что все делается правильно и приносит хорошие результаты. Эта работа является одной из необходимых функций, осуществляемых Консультантом в кампании.


Всего: 19 страниц

[ 2006 ]